Рассмотрим семейное обучение с точки зрения законодательного закрепления.
Семейное обучение — это форма получения образования вне школы. Ребенок самостоятельно осваивает основную общеобразовательную программу выстраивая собственный индивидуальный план. Важно помнить, что ответственность за такое обучение лежит на родителях/опекунах.
Для того, чтобы выбор в пользу семейного образования стал осознанным, необходимо знать основные законы, регламентирующие порядок перехода и получения такого образования, а также порядок прохождения промежуточных государственных итоговых аттестаций.
Основным законом, регламентирующим семейное образование как формы обучения, является ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Из статьи 17 следует, что в России можно учиться вне школ, способы обучения и учебный график выбирают родители, но обязательно с учётом мнения ребёнка.
В статье 33 упомянутого закона обучающемуся на семейной форме, дается определение – экстерн. Экстерны — это лица, зачисленные в образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность на основании лицензии и прошедшие государственную аккредитацию, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Аттестация необходима для подтверждения полученных знаний и умений в соответствии с федеральными стандартами.
Следующий документ, где детально описано СО это Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015.
Из приказа следует, что семейную форму обучения выбирают родители, учитывая мнение ребёнка, с обязательным уведомлением органов местного самоуправления по месту проживания.
В Письме Минобрнауки России №НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. отражены подробные рекомендации о том, как следует учиться на семейной форме, детализируются права и обязанности экстернов. Следует отметить, что данный документ носит рекомендательный характер.
Исходя из содержания, необходимо понимать, что экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, наравне с другими обучающимися, имеют право на развитие своих творческих способностей, и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных, и других официальных массовых мероприятиях. При проведении аттестаций должно учитываться мнение родителей/законных представителей.
В начале 2020 года Министерство просвещения опубликовало проект Приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
На момент написания статьи проект находится в стадии – «Завершение разработки проекта нормативного правового акта. Формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта». Проект вызвал неоднозначную реакцию.
В предлагаемом проекте промежуточная аттестация станет обязательной, а график будет утверждаться выбранной образовательной организацией. Будет развиваться «сетевое обучение» с использованием дистанционных и электронных технологий.