Таким вопросом задаются большое количество родителей, которые сделали выбор в пользу семейного обучения. Попробуем ответить на этот вопрос с точки зрения закона.
ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее Закон об образовании) никак не регламентирует этот вопрос.
Только в п. 32 Приказа Минпросвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» сказано следующее:
На каждого ребенка или поступающего, принятого в общеобразовательную организацию, формируется личное дело, в котором хранятся заявление о приеме на обучение и все представленные родителем (законным представителем) ребенка или поступающим документы (копии документов).
Ранее, вместо этого приказа, действовал приказ Министерства образования от 22.01.2014 г. № 32 и в п. 20 его было написано примерно то же самое:
На каждого ребенка, зачисленного в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (ОООД), заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы.
Из этих норм можно сделать вывод, что заведение личного дела и его ведение — это ответственность образовательной организации, в которой обучается ребёнок. На семейной же форме ребёнок получает образование вне ОООД (это прямо сказано в ст. 17 Закона об образовании.
Если ваш ребёнок до семейного образования уже обучался в школе и имеет личное дело, при этом вы сами хотите его вести дальше, то ваше право. Можно вкладывать в него справки о пройденных промежуточных аттестациях. Можно просить школу, где проходите промежуточные аттестации, выставлять отметки из справки в личное дело. Но это не является обязательным. В конце концов есть дети, получающие образование в семье, которые вообще не пользуются своим правом на промежуточную аттестацию до самого 9 класса.
Что содержится в личном деле учащегося (для тех, кто собирается отчисляться со школы и забирать его на руки):
— Заявление о зачислении.
— Копия свидетельства о рождении ребёнка.
— Копия документа, удостоверяющего личность родителя.
— Копия документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при наличии).
— Копия документа о регистрации (в случае использования права преимущественного приема).
— Справка с места работы родителя (при наличии права внеочередного, первоочередного приема на обучение).
— Согласие на обработку персональных данных (если родители давали согласие, чтобы организация имела право вносить данные в электродные базы/ресурсы и передавать их третьим лицам, или трансгранично. Для обучения традиционным способом такое согласие не требуется).
— Медицинская документация (необязательно, если родители, помимо образовательных услуг, хотели получать и медицинские).
— Копия аттестата об основном общем образовании (для приёма учащегося в 10 класс).
— Справка с психолого-медико-педагогической комиссии, письменное согласие родителей на обучение по адаптированным образовательным программам (для детей с ОВЗ).
Принципы ведения, изменения и хранения личного дела регламентированы локальным актом школы. Уполномоченные работники школы несут ответственность за сохранность бумаг, неразглашение информации личных дел.