ОГЭ-2022: какие изменения? Как подготовиться к каждому из предметов? - CОнариум

Новости

ОГЭ-2022: какие изменения? Как подготовиться к каждому из предметов?

Кажется, в этом году ОГЭ пройдёт в стандартном режиме и без изменений. Зато за два прошлых года их было немало. В этой статье вы узнаете, как готовиться к экзаменам в этом году и на что обратить особое внимание.

ОГЭ-2022, вероятно, пройдёт в классическом варианте: итоговое собеседование в феврале и 4 экзамена в конце учебного года. Думаю, чиновники образовательных ведомств недвусмысленно дают понять выпускникам 2022 года, что они будут сдавать ОГЭ по русскому языку и математике + два ОГЭ по выбору. То есть, скорее всего, в текущем учебном году министерство просвещения и Рособрнадзор попытаются все-таки вернуться к классическому формату проведения ОГЭ. Поэтому советуем не рассчитывать на полную или частичную отмену ОГЭ и начинать готовиться ко всем четырём экзаменам, начиная с сентября.

Четыре причины, почему ОГЭ нельзя считать проходными экзаменами:

1. Результаты ОГЭ влияют на оценки в аттестате за 9-й класс. С 2018 года результаты ОГЭ как по обязательным предметам, так и по выбору напрямую влияют на средний балл аттестата за 9 класс.

2. Результаты ОГЭ учитываются при наборе в профильные 10-е классы. Ваша подготовка к ЕГЭ в том числе зависит от того, насколько сильной будет подготовка к единому госэкзамену в течение последних двух лет обучения.

3. ОГЭ — первый шаг к сдаче ЕГЭ на высокие баллы и гарантия поступления в престижных вуз по окончанию школы. Конкуренция за бюджетные места в университетах каждый год растёт, поэтому к ЕГЭ надо начинать готовиться как можно раньше. ОГЭ даёт возможность существенно «подтянуть» все базовые знания за 2 года до ЕГЭ и настроиться на поступление в хороший вуз.

4. Баллы ОГЭ помогают поступить в лучшие колледжи страны. Средний балл аттестата при наборе в учреждения СПО в 2021 году составил 4,5 балла, а высокий средний балл аттестата невозможен без успеха на ОГЭ. Получить качественное образование не только в вузе, но и в учреждении СПО без высоких баллов на ОГЭ сегодня уже невозможно.

Объективно задания ОГЭ нельзя назвать сложными, но в 2021 году выпускники сразу нескольких регионов массово «завалили» ОГЭ по математике. Сдать экзамен в 9 классе сложно тем выпускникам, у которых есть системные пробелы в знаниях, а также тем, кто не знаком с обновлёнными заданиями ФИПИ.

Получите демо-доступ прямо сейчас!

И оцените преимущества нашей онлайн-платформы абсолютно бесплатно.
Зарегистрироваться

С нами просто

Приём в школу в любой период учебного года, практически из любого уголка мира.

Соблюдение политики конфиденциальности. Личные данные ребёнка точно не попадут в руки третьих лиц.

Предоставление документа о зачислении в течение двух рабочих дней.

Выдача официального аттестата по государственному образцу.

Возможность сдать аттестацию сразу за два класса в течение одного года.

ОГЭ-2022 по русскому языку

В 2020 году изменено количество заданий в экзаменационной работе с 15 до 9, а также первичный балл за выполнение работы — с 39 до 33.

Сохранены задание 1 (изложение) и альтернативные задания (9.1, 9.2, 9.3), система оценивания ответов на них. При этом изменилась жанровая специфика текста для изложения (могут быть предложены тексты различных жанров (путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник).

Экзаменационная работа предполагает выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала. Для этого в части 2 работы дано 7 заданий:

— 4 задания (задания 2–5) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ;
— 3 задания (задания 6–8) нацелены на анализ текста: проверяют глубину и точность понимания содержания текста; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи».

В 2021 году изменений не было.

ОГЭ-2022 по математике

В 2020 году в КИМ включен блок практико-ориентированных заданий 1-5, объединенных единым сюжетом.

В 2021 году решили сделать акцент на проверку применения математических знаний в различных ситуациях. Задания на преобразование алгебраических (задание 13 в КИМ 2020 г.) и числовых выражений (задание 8 в КИМ 2020 г.) объединили в одно — на преобразование выражений на позиции 8 в КИМ 2021 году. То есть заданий стало меньше.

Задание на работу с последовательностями и прогрессиями (задание 12 в КИМ 2020 году) заменили на задание с практическим содержанием — оно проверяет навык применять знания о последовательностях и прогрессиях в прикладных ситуациях (задание 14 в КИМ 2021 году).

Скорректирован порядок заданий в соответствии с тематикой и сложностью.

Максимальный первичный балл уменьшен с 32 до 31.

ОГЭ-2022 по обществознанию

В 2020 году изменили структуру экзаменационной работы: сняли разделение заданий по частям на основе формы записи ответа. Задания в работе выстраиваются, исходя из проверяемых групп умений. Общее количество заданий КИМ сокращено с 31 до 24, максимальный первичный балл уменьшен с 39 до 35.

Добавили задание с кратким ответом на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы. Задание на различение фактов и мнений в социальной информации в том виде, в каком оно существовало в КИМ предыдущих лет, исключили.

Добавлены 3 задания с развёрнутым ответом:

— задание, проверяющее умение раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий,
— задание-задача с контекстом финансовой грамотности
— задание на анализ статистической информации (преобразовано из существовавшего в КИМ прошлых лет блока из 2 заданий с кратким ответом).

Сокращено с 6 до 4 задание мини-теста по тексту. В результате усилена аналитическая составляющая КИМ: большинство заданий требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания.

В 2021 году общее количество заданий КИМ не изменилось. Количество заданий с кратким ответом в виде одной цифры сокращено с 14 до 13. Добавили задание 5 с развёрнутым ответом на анализ визуальной информации. Общий балл увеличен с 35 до 37.

ОГЭ-2022 по английскому языку

В экзаменационной работе 2020 года были внесены изменения в разделы 2 («Задания по чтению») и 5 («Задания по говорению»). Во втором разделе:

— поменяли 9 задание: здесь надо осуществить информационный поиск и определить, в каком из шести письменных текстов 2 содержится ответ на предложенный вопрос (в задании есть один лишний вопрос). Максимальное количество баллов за выполнение задания — 6;
— уменьшили объём текста для чтения к заданиям на определение соответствия утверждений прочитанному тексту;
— уменьшили до 7 количество заданий на определение соответствия утверждений прочитанному тексту (соответствует/не соответствует/в тексте не сказано). Максимальное количество баллов за выполнение заданий 10–16 — 7.

В пятом разделе в задании 3 (создание связного монологического высказывания) добавлен один аспект, из-за этого поменяли критерии оценивания задания (в «Решении коммуникативной задачи»). Максимальное количество баллов за выполнение задания 3 не изменилось.

В экзаменационную работу 2021 года были внесены изменения в разделы 1 («Задания по аудированию») и 4 («Задания по письменной речи»).

Раздел 1 («Задания по аудированию») экзаменационной работы 2021 года состоит из 11 заданий с кратким ответом:

— в заданиях 1–4 предлагается прослушать четыре коротких текста, понять запрашиваемую информацию, выбрать правильный ответ из предложенного перечня и записать его номер. Максимальное количество баллов за выполнение заданий 1–4 — 4 балла;
— в задании 5 необходимо прослушать пять устных высказываний и установить соответствие между высказываниями и рубриками (в задании есть одна лишняя рубрика). Максимальное количество баллов за выполнение задания 5 — 5 баллов;
— выполнение заданий 6–11 предполагает представление полученной при прослушивании диалога (интервью) информации в виде несплошного текста/таблицы. Максимальное количество баллов за выполнение задания 6–11 — 6 баллов.

В разделе 4 «Задание по письменной речи» экзаменационной работы 2021 года в задании 35 необходимо написать личное (электронное) письмо в ответ на электронное письмо друга по переписке.

В связи с изменением вида письменного сообщения были внесены изменения в критерии оценивания задания. Максимальное количество баллов за выполнение задания 35 не изменилось (10 баллов).

ОГЭ-2022 по информатике

В КИМ 2020 года количество заданий сокращено до 15. Расширен набор заданий, выполняемых на компьютере за счёт включения 3 новых заданий, проверяющих умения и навыки практической работы с компьютером:

— поиск информации средствами текстового редактора или операционной системы (задание 11);
— анализ содержимого каталогов файловой системы (задание 12);
— создание презентации или текстового документа (задание 13).

В 2021 году изменений не было.

ОГЭ-2022 по физике

В 2020 году изменилась структура экзаменационной работы. Задания в работе выстраиваются, исходя из проверяемых групп умений. По сравнению с предыдущим годом общее количество заданий в экзаменационной работе уменьшено с 26 до 25.

Количество заданий с развёрнутым ответом увеличено с 5 до 6. Максимальный первичный балл увеличен с 40 до 43.

В КИМ 2020 года внесены новые модели заданий:

— задание 2 на распознавание законов и формул; задание 4 на проверку умения объяснять физические явления и процессы, в котором необходимо дополнить текст с пропусками предложенными словами (словосочетаниями);
— задания 5–10, которые ранее были с выбором одного верного ответа, а теперь предлагаются с кратким ответом в виде числа;
— задание 23 — расчётная задача повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом, решение которой оценивается максимально в 3 балла.

Расширилось содержание заданий 22 на объяснение явлений, в которых преимущественно используется практико-ориентированный контекст.

Изменились требования к выполнению экспериментальных заданий: обязательным является запись прямых измерений с учётом абсолютной погрешности. Кроме того, введены новые критерии оценивания экспериментальных заданий. Максимальный балл за выполнение этих заданий 3.

В 2021 году к тексту физического содержания вместо двух заданий с выбором одного верного ответа предлагается одно задание на множественный выбор. Увеличилось число заданий с развёрнутым ответом: добавлена ещё одна качественная задача.

В 2021 г. задания 21 построены на контексте учебных ситуаций, преимущественно — на прогнозировании результатов опытов или интерпретации их результатов, а задания 22 — на практико-ориентированном контексте.

Расширилось содержание заданий 17 (экспериментальное задание на реальном оборудовании). К проведению косвенных измерений добавлено исследование зависимости одной физической величины от другой, включающее не менее трёх прямых измерений с записью абсолютной погрешности.

Максимальный балл за выполнение всех заданий работы увеличился с 43 до 45 баллов.

ОГЭ-2022 по химии

В 2020 году увеличена доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15) и заданий на установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16). Добавлено задание 1, предусматривающее проверку умения работать с текстовой информацией.

В часть 2 включено задание 21 — оно проверяет направленное на проверку понимания существования взаимосвязи между различными классами неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения реакций, отражающих эту связь. Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности сокращённое ионное уравнение.

В экзаменационный вариант добавлена обязательная для выполнения практическая часть, здесь два задания: 23 и 24. В задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с 3 которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций. Задание 24 предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям реакций.

В экзаменационную работу 2021 года по сравнению с работой 2020 г. внесены изменения в формат следующих заданий:

— в заданиях 2 (определение строения атома химического элемента и характеристика его положения в Периодической системе) и 3 (построение последовательности элементов с учётом закономерностей изменения свойств элементов по группам и периодам) требуется вписать в поле ответа цифровые значения, соответствующие условию задания;
— в заданиях 5 (виды химической связи), 8 (химические свойства простых веществ и оксидов) и 16 (чистые вещества, смеси, правила работы с веществами в лаборатории и в быту) требуется осуществить выбор двух ответов из предложенных в перечне 5 вариантов (множественный выбор ответа);
— в заданиях 4 (валентность, степень окисления) и 12 (признаки химических реакций) требуется установить соответствия между позициями двух множеств.

ОГЭ-2022 по биологии

В 2020 году количество заданий сократили с 32 до 30 и максимальный первичный балл — с 46 до 45. Отдельные изменения коснулись следующих позиций: в части 1 работы включены новые модели заданий в линиях 1 и 20, в части 2 добавлена новая линия заданий (27), линия 30 (задания 31 и 32 в модели 2019 г.) претерпела значительную переработку.

В 2021 году задания сократили ещё раз, теперь их 29. В первой части работы количество заданий уменьшилось на два, а второй — добавили одно. То есть максимальный первичный балл за выполнение всей работы сохранился. Изменения коснулись следующих позиций: в части 1 изменена модель задания линии 24 и расширен перечень объектов; в части 2 линия 26 представлена заданиями, проверяющими исследовательские умения.

ОГЭ-2022 по истории

В 2020 году была предложена только одна модель КИМ, соответствующая линейной системе изучения истории на основе Историко-культурного стандарта. В новой модели КИМ сохранены некоторые задания, которые были представлены в прежней модели (нумерация по новой модели: 2–5, 7, 11, 12, 20, 21).

Введены новые задания на работу с исторической картой, увеличено число заданий на основе визуальных источников исторической информации, выделен блок заданий, проверяющих знание истории культуры, расширен спектр аналитических заданий.

В 2021 году общее число заданий увеличили до 24 (в 2020 году — 21): в экзаменационную работу включены три задания с кратким ответом (позиции 15, 16 и 17), нацеленные на проверку знаний по всеобщей истории (истории зарубежных стран). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен до 37 (в 2020 году — 34)».

ОГЭ-2022 по литературе

В 2020 году появилась дополнительная тема сочинения в части 2. Все темы 2.1–2.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания.

Уточнены формулировки критериев оценивания заданий 1.1.1 и 1.1.2, 1.2.1 и 1.2.2; 1.1.3 и 1.2.3 и введены критерии оценки практической грамотности (максимально — 6 баллов), это привело к увеличению максимального первичного балла с 33 до 39 баллов.

В 2021 году в связи с существенными структурными и содержательными изменениями части 1 введена новая нумерация заданий. По-другому реализован принцип выбора: на выбор предлагаются не варианты блоков заданий, а конкретные задания 1.1 или 1.2; 2.1 или 2.2; 3.1 или 3.2.

Суммарное число заданий экзаменационной работы увеличилось с 4 до 5 за счет нового задания базового уровня сложности 2.½.2, требующего анализа самостоятельно выбранного фрагмента предложенного произведения в заданном направлении. Изменения привели к увеличению максимального количества баллов за всю работу с 39 до 45 баллов.

ОГЭ-2022 по географии

В КИМ 2020 года изменили последовательность заданий и форму записи ответа в заданиях (2, 3, 14, 15, 21, 22, 24, 26). В этом же году включили мини-тест из трёх заданий (27–29), проверяющих сформированность умений работать с текстом географического содержания. Максимальный первичный балл уменьшен с 32 до 31».

В 2021 году изменений не было.