Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку от стобалльницы + теория - CОнариум

Полезные советы

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку от стобалльницы + теория

Скоро выпускников ждёт сдача ЕГЭ. А это значит, что пора бы вспомнить о сочинениях формата ЕГЭ и поучиться у тех, кто уже «отстрелялся» и поступил в вуз мечты на заветный бюджет. Поэтому предлагаем вам ознакомиться со статьей Анны Тереховой, журналиста, писателя и преподавателя. На примере своей ученицы-стобалльницы Валерии она напомнит основные теоретические моменты: каков план сочинения, как пишется комментарий и проводится анализ связи между примерами (цитатами), как формулируется позиция автора.

Скриншот сочинения Валерии из личного кабинета
Сочинение Валерии по тексту Д.А. Гранина

Уместно ли на войне проявление людьми своих чувств? Этот вопрос поставил советский и российский писатель Даниил Александрович Гранин в тексте.

Размышляя о человеческих переживаниях на фронте, он рассказывает содержание письма, оказавшегося в руках Бориса. Друг данного героя Волков обращался к девушке Жене, делился с ней информацией о военных действиях, описывал собственные чувства. Однажды на праздновании Нового года автор письма замечтался, стал думать о любви, представлял, как вот-вот к нему войдёт Женя. Борис возмутился тем, что Волков тратил время на переживания, на подобные письма: «Он кричал, что война, что не время для чувств и страданий». Здесь Д.А. Гранин отмечает: некоторые считают, что на фронте людям следует быть сосредоточенными, идти к общей цели, заключающейся в разгроме противника, не отвлекаясь на чувства, эмоциональные порывы.

Продолжая рассуждать, автор доносит до нас мысль о том, что участникам войны следует помнить о своей важной миссии, а именно о защите Родины, но это не значит, что люди должны подавлять в себе проявление чувств. Он показывает позицию Волкова: «Любить, мечтать о любви – это, по-моему, достойно даже во время такой тяжёлой войны…». Эти слова говорят о том, что искренние переживания человека имеют место быть где и когда угодно, их не стоит стыдиться, бояться, скрывать.

Примеры из текста противопоставлены друг другу. Они дают возможность посмотреть на проблему проявления чувств на войне с разных сторон.

Д.А. Гранин убеждён: на фронте человек тоскует по дому, поэтому становится более ранимым. Нет ничего плохого в том, что даже на войне у людей возникают те или иные чувства, эмоции.

Получите демо-доступ прямо сейчас!

И оцените преимущества нашей онлайн-платформы абсолютно бесплатно.
Зарегистрироваться

С нами просто

Приём в школу в любой период учебного года, практически из любого уголка мира.

Соблюдение политики конфиденциальности. Личные данные ребёнка точно не попадут в руки третьих лиц.

Предоставление документа о зачислении в течение двух рабочих дней.

Выдача официального аттестата по государственному образцу.

Возможность сдать аттестацию сразу за два класса в течение одного года.

Я согласна с точкой зрения автора. Такие страшные события, как борьба с врагом, не должны ограничивать людей в проявлении ими чувств.

Например, в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов потерял родителей во время голода в стране. Затем Великая Отечественная война унесла жизни его жены и детей. Безусловно, герой испытывал чувство горечи от утраты близких, но оно не мешало ему воевать. Кроме того, Андрей Соколов проявил сострадание к мальчику-сироте Ване, усыновив его.

Итак, Д.А. Гранин поднял важную проблему. Он показал, что людям на войне следует быть особенно собранными, осознавать ответственность происходящего, но никто не должен полностью отказываться от своих чувств, закрываться в себе, становиться чёрствым.

Скриншот результатов Валерии
Комментарий преподавателя Анна и ссылки на теорию

1. Структура сочинения ЕГЭ соблюдена. Валерия сформулировала проблему, прокомментировала её, выбрав два примера-иллюстрации и указав смысловую связь между ними, определила позицию автора, согласилась с ней и обосновала свою мысль, приведя литературный пример. В конце работы сделала вывод.

2. Проблема текста была сформулирована в виде вопроса. Это допустимо и удобно тем, что, отвечая на этот вопрос, она сразу смогла обозначить позицию автора: «Уместно ли на войне проявление людьми своих чувств?» и «Д.А. Гранин убеждён: на фронте человек тоскует по дому, поэтому становится более ранимым. Нет ничего плохого в том, что даже на войне у людей возникают те или иные чувства, эмоции».

3. Комментарий, как это обычно и бывает, стал самой объёмной частью сочинения Валерии. У неё он представлен 3 абзацами. В первом абзаце немного сказано о содержании текста, данного для анализа, и приведён 1 пример-иллюстрация. Второй абзац полностью посвящен второму примеру, а третий – смысловой связи между примерами-иллюстрациями и её анализу. В комментарии нет избыточного пересказа или цитирования.

4. Отдельно хочу остановиться на анализе связи. Валерия указала противопоставление. Это верно, так как позиции описанных героев в корне не совпадают. Такой тип связи удобен для анализа. Некоторые мои ученики намеренно ищут в текстах противоположные примеры, чтобы выстроить комментарий на антитезе и раскрыть проблему более полно. Хотя существуют и другие виды связи: причинная, причинно-следственная, сравнительная, пояснительно-обобщающая.

5. Объём сочинения — 348 слов. Это более чем в два раза превышает минимальный объём, то есть 150 слов. Кто-то может сказать, что это много, надо сокращать. Я так не считаю. Если ребенок грамотен, орфография и пунктуация у него не страдают, обращать внимание на объём не стоит. Ведь качественный комментарий в малом объёме написать очень сложно. Если же ученик систематически допускает ошибки, то тогда действительно стоит несколько ужать сочинение. Например, за счёт сокращения авторской позиции и литературного аргумента.

Удачных сочинений!