Недовольство нынешней системой образования в России постепенно достигает своего пика. Введение ЕГЭ, появление дополнительных предметов, увеличение нагрузки на детей, а в период пандемии введение дистанционного образования — лишь малая часть того, что испытывает терпение и нервы школьников и родителей.
С 1 сентября 2021 года российских учеников ждет еще одно нововведение. Начиная с нового учебного года в школах РФ разрешено семейное и самостоятельное образование.
«Министерство просвещения утвердило новый порядок организации образовательной деятельности. Он касается начальной школы, средних и старших классов, — сообщила «Российская газета». — Порядок вступает в силу 1 сентября этого года. Он будет действовать до начала 2027/28 учебного года».
«Новый порядок допускает сочетание разных форм получения образования — в школе и семейное, которое подразумевает, что ребенок осваивает образовательную программу самостоятельно, вне школьных стен, а для старшеклассников — еще и в форме самообразования, — указал начальник управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Пензенской области Алексей Анатольевич Федосеев.
В новом документе уточняется, что при выборе семейного образования родители должны проинформировать об этом органы местного самоуправления в течение 15 календарных дней после отчисления или не менее чем за 15 дней до начала учебного года, в котором планируется это сделать. Раньше точные сроки не указывались.
Обозначено, что ученик может в любой момент вернуться в школу, выбрать другой формат обучения или сочетать разные, если это необходимо. Раньше говорилось лишь о том, что дети, которые получают образование дома, вправе пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе.
По новому регламенту те, кто выбрал семейное обучение или самообразование, могут проходить аттестации в аккредитованных школах экстерном. В этом случае ребенок будет зачислен в школу на текущий учебный год или только на период сдачи соответствующей аттестации.
Дети, находящиеся на семейном обучении и не освоившие программу начальных или средних классов, не переводятся на следующую ступень. А если у них не закрыты академические задолженности, они возвращаются в школу».
Также дополнено положение о требованиях к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ. Теперь они должны соответствовать не только Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), но и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При реализации образовательных программ используются разные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности реализация образовательных программ допускается дистанционно.
Конкретизировано, что школа может использовать сетевые формы реализации образовательных программ. Проще говоря, заключать договор с другими образовательными организациями (например музыкальными, спортивными школами, детскими технопарками) и учитывать достижения детей в данных организациях при текущем оценивании учащихся по отдельным учебным дисциплинам.
Объемы домашних заданий должны быть такими, чтобы время на их выполнение не превышало лимитов, установленных гигиеническими нормативами (2-3-и классы — 1,5 часа, 4-5-е классы — 2 часа, 6-8-е классы — 2,5 часа, 9-11-е классы — 3, 5 часа). При этом указано, что в 1-м классе не предусмотрены ни домашние задания, ни оценочные баллы.