Во всем мире растет количество желающих перейти на домашнюю форму обучения
Две новости последней недели – о восьмилетней выпускнице 11-го класса Алисе Тепляковой, которую готовы принять в МГУ, и о росте числа детей на домашнем обучении – заставляют опять вспомнить об образовании в семье.
Итак, Министерство образования Великобритании заявило на днях, что поддерживает семейное образование и планирует запустить платформу для официальной регистрации тех, кто переходит на эту форму обучения. Как передает Би-би-си, за первые семь месяцев текущего учебного года количество семей, которые перешли на «домашку», выросло на 75%. Основные причины «ухода» из школы: беспокойство за здоровье детей и опасения, что из-за ограничительных антиковидных мер в школе пострадает успеваемость.
В России тоже растет количество обучающихся на дому. За последние два года оно выросло с 12 тыс. школьников в 2020 году до 16,5 тыс. в 2021-м. Будет ли расти число этих школьников и дальше – зависит от того, как будет воспринято родителями решение об обязательной вакцинации школьников. ВОЗ признала, что детей можно вакцинировать. В РФ прививка уже стала пропуском в институт. Не за горами и школа. Недавно руководитель НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Александр Гинцбург заявил, что вакцинация подростков «Спутником V» должна начаться не позднее 20 сентября. Но часть россиян точно не выражают особого желания делать прививку от коронавируса своим детям. Так, например, отрицательно отреагировали на вакцинацию школьников 69% респондентов, которые приняли участие в опросе компании Superjob. 37% опрошенных сказали, что однозначно не готовы вакцинировать детей от коронавируса, еще 32%, что скорее не готовы это сделать. Свое нежелание родители объясняют недостаточной изученностью вакцины. Однозначно готовы вакцинировать своего ребенка только 8% респондентов, еще 23% склоняются к этому решению.
Если школа для непривитых детей будет закрыта, то домашнее обучение неминуемо. Разбираемся, что здесь… Без «ковидной» причины в России семейное образование еще чаще всего выбирали по причине неудовлетворенности школьным образованием, при наличии психологических проблем у ребенка и наличии проблем со здоровьем.
И первая группа – недовольных школьным процессом, – как правило, имеет уже ко времени перехода на «домашку» свою собственную методику воспитания и обучения. Кстати, два эти компонента при домашнем обучении очень тесно связаны. Это замечено было еще на примере семьи Никитиных. Была такая дружная семья во времена СССР, решившаяся бросить вызов традиционной школе. Дети Никитиных были физически закаленными, болели намного реже других, росли самостоятельными и любознательными. Уже в три года умели читать, а в четыре решали несложные уравнения. При этом родители не пугали детей «оценками» и шли через интерес ребенка. Такой была цель в воспитании. Хотя дочь Никитиных Юлия отмечала в своих интервью позднее, что привычку учиться «через не хочу» ей пришлось нарабатывать уже самой в старшем возрасте.
Теперь обратим внимание на то, что говорит отец нынешней восьмилетки, которую приняли в МГУ. Он тоже обращает внимание, что девочка занималась по собственной методике семьи. Отец отмечает хорошую память ребенка. И то, что все внимание учителя было сосредоточено на ней одной. Девочка любознательна, много и охотно читает. Последний момент очень важен, вместе с дисциплиной, которая и вырабатывает эту самую привычку «учиться через не хочу». Только около 30% детей читают каждый день, говорит «НГ» глава Российской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Татьяна Жукова. Берутся за книги два-три раза в неделю – 14%, реже раза в неделю – 12%. Причем 46% читают только книги, заданные по школьной программе.
Конечно, массовый переход на «домашку» в добровольном порядке случиться не может априори. Семья не готова. Вот в Китае все возможно. Там достаточно жесткое домашнее воспитание. У нас нет. Но и к прививке не все родители расположены. Так что, все-таки привет, домашнее образование? И не забудьте, что и воспитание тоже.