Функциональная грамотность школьников | Что это такое и как ее развивать

Интересные факты

Функциональная грамотность

В России и в мире активно обсуждается тема функциональной грамотности. Но не все знают, что это такое. В данной статье расскажем всё о функциональной грамотности, её компонентах, признаках, важности и способах развития. Вы узнаете ответы на актуальные вопросы, получите полезные рекомендации.

Какой бывает грамотность

Под грамотностью обычно понимается уровень владения конкретным человеком его родным языком – навыками письма на нём, чтения, разговорной речи. Но в современном мире данное понятие более обширное, поэтому данное выше определение не совсем верно.

Выделяют две основные формы грамотности:

  • Общая. Это систематизированные знания, в основе которых – понимание окружающей реальной действительности, её адекватное восприятие.
  • Функциональная. Способность эффективно выполнять специфические, профессиональные действия, применять на практике профильные знания. Это некий социальный феномен, который в большой степени определяет характер налаживания взаимодействия между человеком и окружающим его обществом, а также способность реализовать жизненные планы, интересы.

Иными словами, грамотность общая – это способности умственные, интеллектуальные. А функциональная включает деятельностные возможности. Общая и функциональная формы грамотности в реалиях жизни не всегда совпадают. Иногда человек достаточно много знает, но не может использовать информацию на практике, применять её для эффективных действий.

Существует классификация по направлениям деятельности. По такому критерию выделяют следующие виды грамотности:

  • Технологическая. Эффективное, компетентное решение поставленных задач, относящихся к области профессиональной деятельности.
  • Гражданско-правовая. Знание обязанностей, прав членов общества с точки зрения социальной жизни.
  • Экономическая. Теоретические основы экономических связей и отношений, хозяйственной деятельности, анализа возникающих в мире финансово-экономических событий.
  • Политическая. Знание государственности, природы и понятия власти.
  • Общекультурная. Владение информацией из областей естественных, гуманитарных и общественных наук, а также культуры, истории.
  • Социально-коммуникативная. Понимание современного общества и его членов, невербальных и вербальных коммуникаций, налаживания взаимоотношений, совместной человеческой деятельности в коллективах и группах.
  • Методологическая. Способность к самостоятельному пополнению собственных информационных ресурсов, их использованию в жизни.
  • Поведенческая. Осведомлённость в сферах этикета, профессиональной этики, норм нравственности и морали.

Что такое функциональная грамотность

Данный термин впервые был употреблён в 1965-м году. Восьмого сентября под эгидой ЮНЕСКО проходил Всемирный конгресс, на котором собрались министры просвещения из разных государств. Изначально повышение уровня функциональной грамотности осуществлялось с целью увеличения числа людей, которых затрагивает общее образование. Но сегодня под термином понимается способность конкретного человека использовать жизненный опыт и приобретённые знания, чтобы решать широкий диапазон возникающих в процессе жизни задач.

Полезно знать! В социологическом словаре представлено понятие, которое охватывает человеческую способность вступать в контакты с внешней средой, оперативно адаптироваться к ней и её возможным изменениям, а также эффективно функционировать в обществе. Социальная грамотность является способностью применять полученные ранее навыки письма и чтения для нормальной жизни в социуме, в окружении других людей и происходящих в мире явлений.

Почему важно быть функционально грамотным в современном мире

Почему так важно быть функционально грамотным? Обстановка в Российской Федерации и во всём мире стремительно меняется. Люди сталкиваются с экономическими, социальными, экологическими, политическими, финансовыми изменениями. Взрослым людям крайне важно адаптироваться к переменам, оставаться востребованными.

Функционально грамотными обязательно должны быть выпускники институтов и университетов, осваивающие профессии. Сегодня самые востребованные – специалисты с возможностью быстрого реагирования на вызовы, освоения новых навыков и их применения для решения текущих и внезапных проблем.

Прививать функциональную грамотность нужно с детского возраста, ещё до обучения в школе. Многое зависит от воспитания, поведения родителей. Оценка метапредметных результатов получения знаний показывает, что акцентирование внимания на развитии функциональной грамотности вовлекает детей в познавательные процессы, прививает интерес к учёбе, позволяет изучать и сегментировать освоенную информацию, делать выводы, а также применять изученные материалы в разных образовательных направлениях. Это повышает успеваемость каждого ученика и всего класса, помогает детям привыкать к взрослой жизни.

Получите демо-доступ прямо сейчас!

И оцените преимущества нашей онлайн-платформы абсолютно бесплатно.
Зарегистрироваться

С нами просто

Приём в школу в любой период учебного года, практически из любого уголка мира.

Соблюдение политики конфиденциальности. Личные данные ребёнка точно не попадут в руки третьих лиц.

Предоставление документа о зачислении в течение двух рабочих дней.

Выдача официального аттестата по государственному образцу.

Возможность сдать аттестацию сразу за два класса в течение одного года.

Даже при достаточном уровне образования функциональная безграмотность негативно влияет на качество жизни. Человек становится уязвимым, мнительным, зависящим от чужого мнения, беспомощным, не умеющим адаптироваться к происходящим вокруг изменениям.

Даже имея высшее образование, многие люди пенсионного возраста потеряли работу только лишь из-за неготовности и невозможности реагировать на кардинальные изменения. Эксперты уверены, что функционально безграмотное население способно дестабилизировать национальную и международную экономику. Во время нагрянувшего в 2008-м году финансово-экономического большого кризиса особое внимание стало уделяться именно формированию данного вида грамотности.

Результаты исследований

При проведении научных исследований PISA по шести уровням оценивается несколько входящих в функциональную грамотность компонентов. Шестой уровень – самый высокий, первый – низкий. Есть ещё одна ступень – нулевая, ниже первой. При ней умения не доходят даже до минимума.

Меньше всего подростков с навыками, соответствующими высшему уровню. Большинство учащихся образовательных учреждений находится на второй, третьей и четвёртой ступенях. Чем хуже в стране образование, тем больше школьников на первом уровне и втором.

В 2018-м году в исследованиях принимали участие российские ученики. Их результаты продемонстрированы в таблице:

Вид грамотностиШкольники на первом, низшем уровне (процент)Ученики на 2-й ступениОбучающиеся на 3-м уровнеПодростки на 4-й ступениШкольники на 5-м уровнеУченики школ на высшем уровне — шестом
Читательская22%28%28%16%5%1%
Естественно-научная21%32%30%14%3%0%
Математическая15% (7% школьников не дошли и до первого уровня)25%28%18%7%2%

По результатам, обнародованным PISA в две тысячи восемнадцатом году, по читательской грамотности российские школьники вошли в первую тройку государств, по математической – в ТОП-5, а по естественно-научной – в шестёрку списка самых образованных детей. 

Составляющие функциональной грамотности

Есть разные виды грамотности функционального типа. Она состоит из нескольких частей, и каждая подробнее рассмотрена ниже.

Читательская

Чтение – это ещё не всё. Читательская грамотность охватывает:

  • поиск сведений в разных источниках на родном русском языке;
  • понимание смысла текстов;
  • работа с текстами, их интерпретация, использование для решения задач.

Каждый современный школьник должен уметь сформировать своё мнение, написать на основе текста сочинение или изложение, выполнить задания и ответить на вопросы.

Математическая

Это осознание важной роли математики в мире и жизни, умение использовать математические правила для решения текущих задач, прогнозирования событий, анализа информации, вычисления выгоды.

Естественно-научная

Такая грамотность охватывает понимание природных явлений, знание географии и умение работать с картами, анализ происходящих в окружающей среде процессов, интерпретацию и правильное применение научной информации, практические исследования, успешные попытки найти объяснения или доказательства происходящего. В школах ученикам дают соответствующие задания.

Финансовая

Это знание основных финансовых инструментов, базовые понятия экономической сферы, принятие решений для улучшения благополучия (личного, семейного), планирование бюджета с учётом доходов и предстоящих расходов, успешное и безопасное пользование наличными и банковскими продуктами.

Компьютерная

Такая грамотность поможет:

  • понять, как работать с данными из всемирной сети;
  • взаимодействовать с электронными сервисами: программами, хранилищами, приложениями, мессенджерами, почтой;
  • систематизировать информацию из интерната по её правдивости, достоверности;
  • защищать персональные данные во время работы в интернете;
  • управлять аккаунтами в сервисах, социальных сетях;
  • не нарушать правила безопасности работы в сети.
Глобальные компетенции

В состав глобальных компетенций входят:

  • готовность работы и жизни в обществе и в мире с различными условиями, постоянными изменениями;
  • восприятие новостей о серьёзных мировых проблемах, их критический анализ;
  • оценка межкультурного взаимодействия;
  • понимание своего места в семье, обществе, на работе;
  • знания в сферах экономики, демографии, политики, экологии, религии, межрасовых различий.
Креативное мышление

Это свежий взгляд на происходящее, новые подходы, поиск нестандартных решений, анализ вещей с разных точек зрения, освоение инноваций, генерирование собственных идей, совершенствование чужих мыслей, фантазирование, использование воображения. Для развития креативного мышления в образовании предусмотрены углубленное изучение предметов в школах, совместная работа над творческими проектами.

Признаки функциональной грамотности

Функционально грамотный человек обладает определёнными качествами. Он:

  • решает успешно и оперативно бытовые проблемы;
  • эффективно общается с другими людьми;
  • находит выходы из разных социальных ситуаций;
  • использует для выстраивания коммуникаций свои базовые навыки письма, чтения;
  • умеет решать разнообразные обычные и нестандартные задачи: учебные, жизненные;
  • строит межпредметные связи, изучает один факт, оценивает и интерпретирует его с разных точек зрения;
  • адекватно анализирует возникающие ситуации;
  • успешно внедряет свои знания и навыки;
  • адаптируется к локальным и глобальным изменениям, происходящим в мире или отдельном государстве;
  • улучшает личностные качества;
  • добывает новую информацию, использует её для самообразования;
  • рефлексивно оценивает уровень своей грамотности, стремится к дальнейшему саморазвитию, расширению кругозора;
  • демонстрирует успешность в профессии, соответствует действующим стандартам и требованиям, предъявляемым руководителем;
  • хорошо ориентируется в реальном мире;
  • совершенствует знания и навыки, стремится к новым достижениям;
  • прогнозирует собственное будущее.

Как развивать функциональную грамотность

Для развития функциональной грамотности у взрослых и детей, нужно:

  1. Больше читать, анализировать тексты, вникать в смысл, пытаться понять посыл автора.
  2. Всю новую информацию анализировать критически: задавать вопросы, выделять ключевые идеи, ставить узнаваемые факты под сомнение и изучать их более детально, углубленно.
  3. Постоянно применять на практике получаемые знания. Школьникам учителя дают задания. Дома также можно решать импровизированные проблемы.
  4. Анализировать опыт в разных ситуациях. Нужно вспоминать трудности, которые удалось преодолеть, и вникать в них, понимать, как получилось найти верное решение.
  5. Решать логические задачи. Например, можно разгадывать кроссворды или головоломки.
  6. Дискутировать, обсуждать спорные темы, учиться доказывать свою точку зрения.
  7. Больше общаться, особенно с людьми, обладающими высоким уровнем интеллекта.
  8. Самостоятельно продумывать процессы познания: ставить перед собой цели, определять пути их достижения, проводить анализ, искать лучшие решения, делать выводы.
  9. Расширять кругозор – учить новые слова, вникать в искусство, культуры разных народов, научные направления, мнения ведущих специалистов в той или иной сфере.
  10. Участвовать в викторинах, интеллектуальных играх и конкурсах, посещать центры развития и дополнительного образования.

Таким советам в повседневной жизни могут следовать и дети, и взрослые.

Формирование функциональной грамотности в школах

Особое внимание уделяется функциональной грамотности в педагогике и сфере образования, ведь основы формируются именно в общеобразовательных учреждениях. С 2010 года, уже более десяти лет все муниципальные школы России работают по ФГОС. Это система федеральных государственных стандартов, которая включает ряд требований, предъявляемых к метапредметным результатам получаемого детьми образования.

В рамках занятий на уроках в школах и внеурочных мероприятий используются разные подходы, методы и способы формирования и повышения уровня функциональной грамотности. Это содержание учебников и дополнительной литературы, различные образовательные практики.

С весны 2021-го года действуют новые, относящиеся к третьему поколению ФГОС, и они уточняют вклад всех школьных изучаемых предметов в достижение результатов образования. Уже готовы предметные программы, направленные на комплексное решение учебных задач.

Общие принципы

В начальных классах действуют следующие образовательные принципы, на которых основывается развитие функциональной грамотности школьников:

  • соответствие возрастным категориям учащихся;
  • привязка к реальным жизненным ситуациям, в которых ученики могут хорошо представлять себя, своё место и функции;
  • системный подход;
  • взаимосвязь знаний и умений с факторами влияния.
Начальная школа

Главные задачи, которые педагоги ставят перед учениками младших классов школ, должны соответствовать имеющемуся у детей практическому опыту. Близкие, понятные темы школьники изучают с большим интересом. Так, героями задач могут быть персонажи популярных сказок или мультфильмов.

Важную роль играет образование дополнительного уровня. Кружки и секции эффективно развивают креативное мышление, коммуникативные навыки, таланты и творческие способности, умение использовать современные информационные технологии. Для развития необходимых компетенций нужна синхронизированная работа учителей и налаживание метапредметных связей.

Средние и старшие классы

В основной школе уровень сложности заданий и объёмы знаний должны увеличиваться постепенно. Важно обсуждать с учениками обстановку в мире, глобальные проблемы. Задания находятся на стыке дисциплин и наук. Отличные результаты демонстрируют подготовка индивидуальных проектов, групповые исследовательские работы. Чтобы развивать способность мыслить критически, школьники должны учиться выявлять вирусный контент, отличать фейки от реальных фактов. Очень важна финансовая грамотность.

Индикаторы функциональной грамотности учеников школ

Есть определённые индикаторы, показатели разных видов функциональной грамотности учащихся школ:

  • Для общей: умение писать рефераты и сочинения, решать примеры и задачи без использования калькулятора, способность давать адекватные ответы на вопросы учителей, грамотно формулировать мысли и выстраивать фразы, а также заполнять бланки и анкеты, писать заявления.
  • Для компьютерной: поиск необходимой информации в интернете, свободное пользование электронной почтой, создание и распечатка документов, составление таблиц и способность работать с ними, применение различных редакторов.
  • Для информационной: поиск, систематизация и отбор информации из любой литературы, чтение графических данных (графиков, чертежей, схем), анализ материалов в числовом формате, пользование каталогами библиотек, изучение СМИ и применение текстов из таких источников.
  • Для коммуникативной: работа в группах и командах, расположение к себе окружающих людей, приспосабливание к новым условиям, организация коллективной деятельности, эмоциональная стабильность.
  • Знание иностранных языков: перевод простых текстов самостоятельно или с использованием словаря, возможность читать инструкции по эксплуатации бытовой техники или товаров, умение говорить с друзьями или знакомыми из других стран на простые темы.
  • Действия в чрезвычайных, форс-мажорных ситуациях: забота о собственном здоровье, правильное поведение при угрозах личной безопасности, умение обращаться за помощью в специализированные службы и принимать первые меры по отношению к пострадавшим.
  • Решение бытовых повседневных проблем: способность выбирать услуги, продукты или другие товары в магазинах или на иных торговых площадках, планирование собственных и общих денежных расходов с учётом своих доходов и бюджета семьи, ориентирование в незнакомых местах с помощью карт, навигатора или справочников, пользование бытовыми или техническими устройствами, изучение инструкций.
  • Общественно-политическая, правовая сфера: отстаивание личных интересов, знание своих обязанностей и прав, понимание основ политики, а также различий полномочий и функций разных уровней власти (правительства, Думы, президента), сравнение предвыборных программ партий или отдельных кандидатов, понимание особенностей и признаков административных, дисциплинарных и уголовных нарушений.

С точки зрения перечисленных качеств и показателей функциональной грамотности следует рассматривать портрет выпускника школы.

Что влияет на функциональную грамотность

На развитие, формирование функционального вида грамотности влияют:

  • формат обучения, применяемые учителями методики;
  • состав образования: школьные программы для курсов разных предметов, используемые стандарты, методические рекомендации для учителей;
  • диагностика результатов освоения знаний, анализ учебных достижений;
  • дополнительное, внешкольное обучение;
  • модель управления общеобразовательным заведением: регулирование планов, общественно-государственная форма, степень автономии;
  • комфортная образовательная среда с принципом работы на основе партнёрства всех сторон;
  • поддержка, вовлечённость в процесс образования родителей, их готовность участвовать в учёбе, воспитании школьников.

Разбираем пример

Рассмотрим на примере планирование покупки. Иван хочет заказать в интернет-магазине солнечные панели. Он определился с моделью и решил оценить для неё реальные риски приобретения по отзывам и оценкам покупателей. В диаграмме отображены проценты, измеряемые в целых числах.

Иван после анализа информации понял, что один отзыв имеет не больше одной претензии. Он составил таблицу с конкретными негативными высказываниями клиентов интернет-магазина.

По составленной Иваном таблице и оценкам покупателям попытаемся узнать, какие утверждения, приведённые далее, являются истинными иногда, всегда либо никогда. В каждой строчке должна быть только одна метка.

Первые два утверждения оценить достаточно просто. Нужно прочитать все претензии. Первое суждение истинное всегда, для всех покупательских отзывов, второе – никогда, то есть для всех мнений ложно.

Чтобы оценить третье утверждение, нужно владение основами математики, потому что данные о количествах давших те или иные оценки клиентов измерены в процентах, в целых числах. При округлении по действующим математическим правилам в разделе десятых могли быть указаны цифры от 0 до 4. Согласно вычислениям, в любом из таких случаев минимум пятью человеками были выставлены оценки с одной или двумя звёздами. То есть третье утверждение верное всегда.

Понимать суть четвёртого суждения ещё более сложно. Имеющаяся информация не даёт данных о связи отзывов покупателей и поставленных ими оценок. Нужно, как и в ситуации выше, посчитать количество покупателей, которые поставили максимальное количество звёзд. Это целое число из диапазона от 28*0,675 до 28*0,684. Таких человек – всего 19. Из исходных условий понятно, что один отзыв содержит только одно негативное высказывание. Общее количество претензий – пятнадцать. И они точно не принадлежат покупателям, которые ставили менее 5 звёзд, ведь таких человек девять.

Допускаем, что все негативные мнения высказывались клиентами, ставившими пять звёзд. В этом случае всё равно будут люди, не писавшие претензии. Получается, что утверждение является верным иногда – не для всех поставивших пять звёзд клиентов.

Из этой задачи ясно, что даже при нехватке прямых и точных данных возможно оценить утверждения. Нужно только уметь обращаться с доступной информацией грамотно, с учётом научных знаний.

Делаем выводы

Поняв, что такое функциональная грамотность, можно повысить её и сделать свою жизнь лучше, интереснее и проще. Развивая важные умения и навыки, а также постоянно используя их на практике, можно добиться многого в профессиональной сфере и других областях.

Дети могут не только заниматься в рамках образовательной программы, но и каждый день проводить время интересно, с пользой – читать книги, смотреть познавательные передачи, посещать кружки. Формирование грамотности у взрослых тоже реально, например, в формате обучения новым профессиям, повышения квалификации, посещения курсов.