В школах России с 2020 года начали активно практиковать дистантное обучение, то есть дистанционный формат освоения учебной программы. Для детей, педагогов и родителей это стало непривычным новшеством, причём вынужденным, обусловленным необходимостью изоляции из-за пандемии коронавируса.
Но методы дистанционного способа получения образования совершенствуются, для школьников открываются новые перспективы. Появляются и внедряются современные инструменты обмена информацией. Многие ученики и их родители успели оценить все достоинства и недостатки дистанционного обучения. В этой статье расскажем, что же такое дистант, что значит учиться удалённо, и как наладить образовательный процесс.
Немного истории
Хотя в школах России и других стран технологии дистанционного образования начали внедряться относительно недавно (пик пришёлся на 2020-й год, в котором стремительно распространялся коронавирус), удалённый формат учёбы существует много лет.
Впервые учиться дистанционно начали ещё в далёком XVIII столетии. Тогда почтовая связь стала доступной для многих слоёв общества и регулярной. Появилось так называемое «корреспондентское обучение», при котором материалы отправлялись учащимся по почте. Ученики вели переписку с педагогами, подготавливали и высылали научные работы либо сдавали экзамены доверенным лицам.
Появление и стремительное развитие телевидения и радио внесло существенные изменения. В 69-м году прошлого века был создан Открытый Университет Великобритании, фактически ставший первым ВУЗом, использовавшим методы дистанционного образования.
В Российской Федерации в мае 1997-го года приказом Минобразования было разрешено провести эксперимент, предполагавший дистантное обучение. В 2020 из-за распространения опасного вируса начали массово закрываться школы по всему миру. И многие образовательные организации начали ускоренно внедрять дистанционные технологии, которые совершенствуются до сих пор.
Дистантное обучение: что это?
Дистанционное обучение – что такое? Некоторые уверены, что это форма получения образования. Но на самом деле дистантное обучение – это определение отдельного способа организации образовательного процесса, при котором взаимодействие между обучающимся и педагогом не предполагает личного общения, а выстраивается на обмене информацией удалённо.
Понятие дистанционного (электронного) обучения раскрывает отдельная статья 273-ФЗ – закона «Об образовании в Российской Федерации». Здесь рассмотрены главные принципы и правила удалённого образования. В шестнадцатой статье указано, что данная форма обучения в образовательных учреждениях является методом организации учебной деятельности, при которой используется информация стандартной программы, содержащаяся в базах данных школ (училищ, колледжей, ВУЗов и так далее). Но передаются и обрабатываются такие данные не стандартными способами, а удалённо, по линиям связи с применением дистанционных образовательных технологий. Взаимодействие между учащимися и преподавателями происходит без личных контактов, дистанционно.
Что такое дистанционные образовательные технологии? Сокращённо это называется ДОТ и охватывает различные инструменты обмена данными: информационно-телекоммуникационные сети, информационные современные технологии, технические средства. Что это такое? Сюда входят разные устройства, каналы связи, программы для передачи информации: интернет, мессенджеры, электронная почта, сервисы видеосвязи, онлайн-платформы и порталы, онлайн-чаты, а также приборы и гаджеты с выходом в сеть (смартфоны, ноутбуки, персональные компьютеры, планшеты).
Дистанционная форма обучения: возможные варианты
В какой форме можно получать знания удалённо, без регулярных посещений уроков в школе? Отдельные виды дистанционного обучения доступны при таких форматах образования:
- Очная форма с применением дистанционных образовательных технологий. В этом случае ребёнок числится в определенной школе, входит в её контингент, а программу осваивает дистанционно. Но полностью удалённое обучение в течение всего года невозможно. Обычно требуется посещение некоторых уроков, также необходимо написание контрольных, проверочных работ. ДОТ могут использоваться при изучении неосновных дисциплин, а также в отдельные периоды, например, во время карантина в связи с увеличением заболеваемости ОРВИ, при чрезвычайных происшествиях в городе, стихийных бедствиях в регионе.
- Заочное образование. Для этой формы дистанционного обучения в школе свойственно отсутствие регулярных посещений уроков. Ученик приходит в образовательное учреждение периодически, чтобы получать консультации преподавателей, показывать им выполненные домашние задания. Но сдавать экзамены школьник-заочник должен вместе со всеми, очно.
- Надомное обучение. Сущность дистанционного обучения в таком случае заключается в том, что домой к ребёнку, который не может посещать школу, регулярно приходит учитель (или несколько педагогов), который помогает осваивать программу по всем предметам. Но это – отдельные случаи.
- Семейное образование. Для этой формы дистанционного обучения в школе характерно освоение программы в семье, на дому. Ребёнок, которого называют хоумскулером, может не числиться ни в одной из образовательных организаций и получать знания с помощью родителей, частных преподавателей, уроков в онлайн-школе или самостоятельно.
В каких случаях можно учиться дистанционным способом: причины для перехода на дистант
Дистанционное обучение – что такое? Это способ освоения школьной программы, который можно использовать в отдельных ситуациях, иногда только по уважительным причинам. Например, перейти на надомную учёбу могут лишь дети с ограниченными физическими возможностями – серьёзными заболеваниями, которые лишают возможности регулярно ходить в школу. Проблемы, мешающие посещениям занятий, должны быть официально подтверждены специальной врачебной комиссией.
На заочное дистанционное обучение в школе тоже перейти непросто. Такой формат предлагают далеко не все образовательные организации. Школьное образование предполагает заочный вариант (согласно семнадцатой статье федерального закона №273), но такую возможность предоставляют немногие государственные муниципальные учреждения.
И хотя в России практикуется дистанционное обучение, что такое – знают не все школы. Сельские и расположенные в отдалённых уголках страны учебные учреждения не имеют доступа к современным информационным и компьютерным технологиям.
Самый простой способ использования технологии дистанционного обучения в РФ – это переход на семейное образование. Чтобы перевестись на него, не нужны веские основания. Причины могут быть любыми, например:
- проблемы со здоровьем типа частых простуд;
- частые переезды семьи из-за работы родителей;
- не сложившиеся отношения с другими учениками, травля (булинг) со стороны одноклассников;
- опережение сверстников в развитии, ускоренное освоение стандартной программы;
- сильное отставание в изучении школьных предметов;
- некоторые психологические проблемы или психические расстройства, к примеру, замкнутость, аутизм, неврозы, сложности с социальной адаптацией;
- неподходящий, не устраивающий ребёнка или родителей формат, уровень преподавания;
- спортивная или творческая деятельности с частыми соревнованиями, выступлениями, поездками в другие города;
- религиозные, политические, идеологические или другие убеждения;
- неудобное местоположение школы, например, слишком далеко от дома (особенно если возить ребёнка некому из-за загруженности родителей на работе или службе);
- личное желание самого учащегося либо его родителей (законных представителей).
Доступные способы и форматы дистанционного обучения
Сущность дистанционного обучения – это использование цифровых образовательных ресурсов и современных информационных технологий для реализации учебной программы. Но способы обмена данными могут быть различными.
Рассмотрим существующие виды дистанционных занятий:
- Электронная библиотека на базе школы. Это учебники и другая дополнительная литература, которую можно изучать с личного компьютера. После освоения материалов ученик может отвечать на вопросы или проходить тесты, отправляемые учителям и проверяемые ими.
- Телеконференции (видеоконференции). Это двухсторонние предоставление, передача, обработка, преобразование информации в виде звука и изображения с помощью специальных программно-аппаратных средств и устройств. Обычно к беседе подключается группа человек, но возможно и общение двух людей – ученика и его персонального педагога.
- Аудиоконференции. Для этой дистанционной формы обучения характерна передача только звуковой информации, без изображения.
- Вебинары. Это выступления, лекции педагогов или специалистов из разных областей наук. Общение выступающего с аудиторией зрителей осуществляется в чате, где можно задавать вопросы, на которые лектор отвечает в режиме реального времени. Помимо онлайн-вебинаров, можно просматривать записи.
- Веб-занятия. Это виртуальные практические работы (например, по биологии, химии, физике), тесты, деловые групповые или индивидуальные игры, практикумы, онлайн-уроки и прочие формы дистанционного обучения в школе, при которых используются телекоммуникационные средства и иные возможности информационных технологий и интернета.
- Онлайн-обучение на открытых образовательных платформах и порталах, в онлайн-школах. Это сайты с удобным интерфейсом и меню, которое включает личный кабинет с основными и полезными вспомогательными функциями: онлайн-библиотекой, вебинарами, заданиями, пробными тестами, индивидуальным графиком занятий, связью с куратором или учителем. Что такое онлайн-школа, уже знают многие.
- Электронная почта. Ученик и преподаватель отправляют друг другу письма на e-mail. Тот, кто обучает, высылает задания. Учащийся же выполняет их и отправляет результаты на проверку.
- Чат-занятия. Все ученики имеют доступ к одному чату, где получают задания от педагога и отправляют их тут же в виде файлов или высылают текстовые, графические документы на электронную почту.
- Телеприсутствие. Эти технологии дистанционного обучения в настоящее время лишь тестируются, в общем доступе их нет. Например, в одной из школ Москвы сегодня проходит эксперимент с использованием специального робота. В ходе испытаний ребёнок-инвалид находится дома около компьютера, но при этом с помощью роботизированного устройства видит и слышит всё, что происходит в классе. Его изображение выводится на монитор, что создаёт эффект присутствия и позволяет заниматься и активно работать вместе с другими учениками. Если эксперимент московской школы окажется успешным, в будущем возможно внедрение технологии дистанционного обучения в других российских образовательных организациях.
Часто используются одновременно разные формы дистанционного обучения в школе, сочетания нескольких инструментов.
Условия и особенности дистанционного обучения
Удалённое дистанционное обучение – что такое, какая форма используется? Формат определяется образовательной организацией. Но иногда ученики могут делать выбор в пользу тех инструментов и средств, которые больше подходят, более удобны и интересны. Программа обучения в большинстве случаев соответствует российским, а иногда и международным стандартам (если школа иностранная). Но отдельные школы предлагают альтернативы.
Что такое дистанционное обучение? Образовательный процесс, который требует создания нескольких условий. Это:
- Ноутбук, персональный компьютер, планшет или современный телефон с достаточным разрешением экрана.
- Выход в интернет. Его скорость должна быть высокой, чтобы связь не прерывалась, и обработка данных не была слишком долгой.
- Рабочее место. Компьютерный большой стол, удобное кресло или стул со спинкой, зона хранения. Желательно для занятий выбрать тихое, спокойное, хорошо освещённое место.
- Помощь. Хоумскулерам помогают родители, репетиторы, учителя онлайн-школ или кураторы онлайн-платформ.
Перейти на домашнее семейное обучение можно в любое время учебного года. Учиться в такой форме возможно несколько лет или с самого первого класса по выпускной 11-й. При этом в любой момент вы сможете принять решение снова вернуться в школу.
Хотя пока не все школы знают, что такое дистанционное образование семейного вида, отказать в переводе на эту форму ни одна организация по закону не может. Но по факту учреждение может предложить невыполнимые, сложные условия, неудобный график. Поэтому лучше выбрать вариант обучения, комфортный для ребёнка и родителей. И необязательно это должна быть государственная организация.
Как правильно перевести ребёнка на дистанционное обучение: подробная пошаговая инструкция
Как перейти на дистант и успешно получить образование? Рассмотрим подробную инструкцию по шагам.
Пишем заявление в школу
Если ребёнок учится в государственной или частной образовательной организации, то сначала необходимо решить, где школьник будет получать образование дальше. Если в этом же учреждении, то можно написать заявление с просьбой о переводе на семейное обучение на имя директора. В таком случае ребёнок будет прикреплён к этой школе, но не войдёт в её контингент – не будет посещать занятия. Руководство издаст приказ о переводе ученика на семейный формат.
Если школа не предлагает дистанционный формат, тогда следует отчислиться из неё, забрав все личные документы ребёнка. Далее можно закрепиться за другим учебным заведением или же не числится ни в одной из организаций. Но придётся регулярно зачисляться в школу для периодических аттестаций. Для этого необходимо подавать заявление, к которому необходимо прикладывать паспорт родителя, свидетельство о рождении либо паспорт учащегося, а также личное дело ребёнка (по запросу).
Уведомляем департамент по образованию
О решении начать обучаться дистанционно нужно официально уведомить государственный уполномоченный орган. В срок не более 15 дней после отчисления из школы или выхода приказа о переводе на дистант (семейный формат) нужно написать заявление в департамент по образованию.
Выбираем место для аттестаций
Будучи на дистанционном обучении, ребёнок должен регулярно демонстрировать свою успеваемость и подтверждать соответствие получаемых знаний ФГОС, то есть федеральным государственным образовательным стандартам. Для анализа результата освоения программы предусмотрены аттестации – промежуточные и итоговые.
Промежуточные проводятся с определённой периодичностью: раз в год, после каждого семестра, четверти или полугодия, сразу за два класса, после изучения темы или модуля предмета. Обучающегося могут аттестовать разными способами, среди которых: тесты, диктанты, защита проектов, эссе, доклады, проверочные работы.
Итоговые аттестации – это выпускные экзамены после девятого класса и одиннадцатого – ОГЭ и ЕГЭ. Без них подросток не сможет получить аттестат государственного образца, подтверждающий получение основного общего и среднего общего образования. Без данного документа невозможно поступление в университет для перехода на высший уровень обучения. А к сдаче ОГЭ и ЕГЭ не допустят без успешно пройденной промежуточной аттестации.
Как подобрать место для прохождения промежуточных аттестаций? Вот какие главные моменты надо учитывать:
- Наличие аккредитации, а также лицензии. Только лицензированные, аккредитованные организации вправе аттестовать детей.
- График, план аттестаций. Правила устанавливает конкретная школа. Обычно нужно проходить испытания по всем предметам, таким как математика, химия, русский язык. И лучше для аттестаций выбрать место с удобным графиком, без строго контроля при тестированиях.
- Возможность подготовки к предстоящим аттестациям. Это позволит целенаправленно готовиться к тестам, изучать теорию и проверять свои силы на практике во время пробных экзаменов.
Есть несколько вариантов прохождения промежуточных аттестаций. Первый – онлайн-обучение. Что такое онлайн-школа? Образовательная платформа с учителями, уроками, заданиями, освоением образовательной программы.
Второй вариант – государственная либо частная школа. Кстати, в период после зачисления и до окончания аттестации и последующего отчисления ребёнок вправе использовать ресурсы организации – учебники, помощь учителей, библиотеку, кружки и секции, спортзал.
Третий вариант – специальная аттестационная онлайн-платформа, например, «СОнариум». Это целая площадка с личным кабинетом, консультациями куратора, учебными материалами и доступом к известным образовательным порталом. Зачисление осуществляется за два дня, стоимость услуг невысокая, есть несколько попыток прохождения аттестаций, а после успешной сдачи выдаётся справка с результатами.
Планируем образовательный процесс
Учиться дистанционно можно несколькими способами:
- С родителями. Но не всегда у них есть время, достаточные знания и нужный педагогический опыт.
- С репетиторами. Они могут преподавать как все предметы, так и только сложные дисциплины. Важно найти профессиональных педагогов с приемлемой стоимостью услуг.
- Самостоятельно. Самообразование доступно только после девятого класса.
- В онлайн-школе. Но полная стоимость обучения может быть довольно высокой.
- На аттестационной платформе. Тут можно не только сдавать тесты, но и готовиться к ним.
Обучение с применением дистанционных технологий в ВУЗах
Учёба студентов в ВУЗах РФ с применением дистанционных образовательных технологий также возможна. Но дистантное обучение в университетах, академиях и прочих высших учебных заведениях имеет некоторые нюансы. Не по всем специальностям и профессиям студенты могут получать высшее или среднее профессиональное образование удалённо.
Для ВУЗов с программами бакалавриата, специалитета, аспирантуры и магистратуры, а также для училищ и колледжей список включает разные направления подготовки, среди которых: химия, биологические науки, машиностроение, математика и механика, науки о земле, физика и астрономия, теплоэнергетика, прикладная геология, технологии материалов, горное дело, геодезия, технологии транспорта, экономика и управление, сестринское дело, политические науки, педагогическая деятельность, литературное творчество и сценические искусства, архитектура, физическая культура и спорт, информационная безопасность, информатика и вычислительная техника, психолого-педагогическая работа, системы связи, юриспруденция, фармация, техносферная безопасность, ветеринария, финансы и бухгалтерский учёт, музыкальная журналистика, медицина, психология, менеджмент в некоторых отдельных сферах.
Как видно из перечня выше, удалённое обучение для студентов ВУЗов недоступно по многим гуманитарным, прикладным и техническим специальностям, таким как инженер, врач, юрист, преподаватель, исследователь, слесарь, машинист, монтажник, оператор и наладчик сложного оборудования, механик, режиссёр, судебный эксперт, провизор и многие другие. При освоении таких профессий с применением дистанционных образовательных технологий невозможно получить необходимые навыки и знания. Но всё же некоторые отдельные, непрофильные дисциплины можно изучать удалённо.
Полезная информация! Технология дистанционного обучения может реализоваться при прохождении курсов переподготовки или повышения уровня квалификации персонала. Также возможно получить второе высшее образование по некоторым профилям подготовки.
Дистантное обучение: все плюсы, минусы
Дистанционное обучение – что такое, какие положительные и отрицательные стороны оно имеет? Предлагаем сначала узнать плюсы:
- Дистантное обучение развивает дисциплинированность, тренирует самостоятельность, формирует чувство ответственности.
- Учёба в любой точке планеты – в другом городе или стране, в путешествиях.
- Возможность разработать удобный план обучения или придерживаться свободного графика.
- Качество образования. Зачастую оно выше, чем при обучении в стандартной школе, так как можно изучать предметы углубленно и осваивать дополнительные интересные темы и направления, например, бизнес, технологические процессы производств, иностранные языки, финансовую и экономическую грамотность, основы туризма, сельское хозяйство.
- Различные учебные программы. Некоторые дети выбирают альтернативные варианты, так как они интереснее.
- Возможность более тщательной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, что особенно важно для абитуриентов, будущих студентов, которые планируют поступать в университеты и другие ВУЗы.
- Экономия на проезде, покупке учебников, школьной формы.
- Возможность развития сильных сторон, талантов, творческих наклонностей.
- Индивидуальный подход с учётом особенностей учащегося, его темперамента, интересов, уровня интеллекта.
- Проведение времени с родными, более частые встречи с друзьями.
- Комфортная, спокойная обстановка без стрессов, общения с неприятными людьми, некорректной критики со стороны учителей.
- Больше свободного времени, которое можно тратить на хобби, а в старших классах – на работу или дополнительное профильное обучение, подготовку к поступлению и получению диплома о высшем образовании.
Но удалённое обучение имеет и недостатки:
- Вероятное непонимание со стороны сверстников. Пока к детям, учащимся дистанционно, относятся неоднозначно.
- Обучение через интернет лишает живого общения со сверстниками, что может в будущем сказаться на социализации и умении выстраивать коммуникации с людьми.
- У родителей может не хватать опыта для преподавания отдельных сложных предметов.
- Расходы на услуги репетиторов, которые наверняка понадобятся в старших классах.
- Желателен постоянный контроль учебного процесса со стороны родителей.
- Даже дистанционные образовательные технологии в школе или вне её требуют регулярных аттестаций.
- Довольно высокая стоимость обучения в онлайн-школах. В государственных организациях образование бесплатное.
Подводим итоги
Что такое дистанционное образование? Это способ получения знаний, при котором обучение проходит удалённо, вне школы. Самый популярный его вариант – это семейное образование.
Из этой статьи вы узнали особенности дистанционного обучения и наверняка сможете сделать правильный выбор: перейти на заочный формат, поступить в онлайн-школу или же начать семейное образование.