Система обучения в России много лет предполагала принцип массовости и универсальный подход. Все дети посещали школы, и другие форматы не рассматривались ни родителями учеников, ни общеобразовательными организациями.
Сегодня ситуация складывается иначе. Индивидуальное детское обучение поддерживается на законодательном уровне и предоставляется многими современными школами. В данной статье читайте, что значит индивидуальная программа в школе или вне учреждения, как перейти на такое обучение и как организовать учебный процесс.
Что это такое
Что такое индивидуальное обучение? Что это означает? В действующем российском законодательстве определение понятия индивидуальной формы обучения отсутствует. Но зато затрагивается обучение по индивидуальному плану.
Что такое индивидуальный план? Его сущность и главная цель – обеспечить освоение материалов из образовательной программы, сделав ее содержание индивидуализированным и соответствующим потребностям конкретного ученика. Если речь идет о ребенке с академической задолженностью, то в этом случае индивидуальный учебный план (общепринятое сокращение – ИУП) – это программа, которая предназначена для компенсирующего воздействия по предметам, по которым появилась задолженность.
Иными словами, система индивидуального обучения позволяет при организации образовательного процесса учитывать ряд факторов, которые влияют на результаты освоении программы. К ним относят успеваемость, особенности психики и поведения, склад ума, образ жизни семьи, сложившиеся отношения со сверстниками, способность к социализации, а также желание изучать определенные предметы в ускоренном или, наоборот, замедленном темпе, с более углубленным анализом информации.
Что определяет индивидуальный план?
Что такое индивидуальный план, вы уже поняли. А каким он должен быть? Что должно в него войти? Во-первых, такой план должен соответствовать установленным в нашей стране актуальным федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).



Во-вторых, система обучения по индивидуальному плану определяет три составляющих образовательного процесса:
- Перечень дисциплин. Это общее количество изучаемых предметов, их полные названия. В список должны войти все обязательные дисциплины. Но осваивать их можно в удобном порядке. Так, предметы, которые вводятся со средних классов, можно изучать раньше, если ребенок готов делать это.
- Последовательность. Это схема распределения всех изучаемых предметов по временным промежуткам обучения. Во многих школах практикуют параллельное освоение, при котором предметы преподаются в один период. Но можно выбрать изучение блоками или модулями. В таком случае учащийся может пройти полный курс физики за определенный класс, а затем перейти к математике. Параллельная и модульная формы могут сочетаться. В этом случае ребенок изучает одни предметы в модульном или блочном формате, а другие – параллельно, к примеру, два или три дня в неделю.
- Трудоемкость. Это количество часов, затрачиваемых на учебу за год. В школах это число строго определено, а индивидуальное обучение в начальной школе, средней или старшей предоставляет возможность менять почасовую нагрузку: увеличивать ее по предметам, которые даются с трудом или изучаются углубленно, или уменьшать для дисциплин, базовый уровень которых можно пройти быстро.
Законодательная база
Индивидуальная программа обучения в школе – это как? Такого термина в законодательстве нет. Но закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит несколько статей, в которых затрагивается данная тема.
Так, в тридцать четвертой статье написано, что у каждого ребенка, обучающегося в образовательной организации, есть законное право на обучение по индивидуальному плану. Это может быть и ускоренное получение знаний, но не выходящее за рамки образовательной программы и не нарушающее установленный локальными документами (нормативными актами) порядок.
В девятом пункте пятьдесят восьмой статьи также указывается, что индивидуальная форма организации образовательного процесса возможна в том случае, если учащийся в установленный срок не устранил возникшую академическую задолженность. А в тридцатой статье есть данные о том, что также нормы и правила прохождения детьми обучения устанавливаются на локальном уровне – нормативными актами, издаваемыми конкретными школами. В них прописываются возможность индивидуальной формы обучения, нюансы ее организации, то есть составления плана, графика занятий.
Кому подходят индивидуальные формы обучения
Для индивидуального обучения не нужны веские основания. Причины перевода на такой формат могут быть разными. Индивидуальная форма организации учебного процесса подходит в таких случаях:
- Низкая успеваемость. Если школьник плохо учится, ему сложно осваивать обычную школьную программу, и он нуждается в повышенном внимании учителя, то стоит дать ему возможность учиться в более комфортном, подходящем темпе, с более подробными разъяснениями.
- Одаренный ребенок. В таком случае, наоборот, учащийся опережает своих сверстников, из-за чего либо теряет интерес к учебе из-за отсутствия материалов, соответствующих уровню интеллекта, либо слишком активно демонстрирует свои знания, чем мешает всем остальным детям и учителю.
- Сложности с адаптацией, социализацией. Если ребенок не может нормально общаться со сверстниками и ощущает себя в обществе некомфортно, имеет проблемы с поведением, то ему будет лучше учить предметы отдельно ото всех: дома или школе, но после завершения основных уроков.
- Состояние здоровья. Некоторые заболевания ограничивают возможности посещения занятий по расписанию, длительного нахождения на уроках. В этом случае лучшим решением будет перевод ребенка на индивидуальный формат обучения.
- Академическая задолженность. При ее наличии индивидуальное занятие с учителем поможет наверстать упущенное, «подтянуться» до уровня одноклассников и не остаться на второй учебный год.
- Профессиональная спортивная, музыкальная или иная деятельность. Спортсмены и музыканты из-за поездок на конкурсы и соревнования не могут регулярно посещать школу.
- Частые смены места жительства. Если родители часто переезжают с дочерью или сыном, то ребенку будет лучше учиться по индивидуальному плану.
Виды индивидуального получения образования: какой формат выбрать?
Перед тем как перевести ребенка на индивидуальное обучение, нужно определиться с форматом. Вариантов на самом деле много, но все их можно условно поделить на две группы:
- В школе. В этом случае учащийся ходит в школу и учится в ней, присутствует на уроках вместе с одноклассниками, но занимается в небольшой группе или индивидуально: получает персональные задания и выполняет их. Другой вариант – посещение организации ребенком отдельно от всего класса, после общих занятий. Но на этот идут немногие школы, так как учителям придется работать дополнительно. Также возможно заочное обучение без регулярных визитов в учебное заведение.
- Вне школы. При таком формате ребенок учится на дому и либо периодически приходит в школу, чтобы сдавать выполненные домашние задания и проходить аттестации, либо проходит тестирования дистанционно. Такой вариант подойдет тем, кто по каким-то причинам не может регулярно посещать учреждение и присутствовать на уроках (например, из-за ограниченных возможностей здоровья).
Может ли школа заставить ученика перейти на индивидуальный способ обучения?
Что делать, если школа настаивает на том, чтобы ребенок проходил обучение по индивидуальному плану? Без веских причин организация не может заставить родителей перейти на такую форму.
Но если ребенок имеет некоторые особенности развития, из-за которых мешает полноценно заниматься своим одноклассникам, то администрация школы по просьбе учителя или нескольких педагогов может организовать ПМПК – психолого-медико-педагогическую комиссию. Ее члены, среди которых должны быть психологи, преподаватели и медики, тщательно анализируют поведение, психологическое состояние и здоровье ученика, а после изучения принимают решение о том, требуется ли организация занятий по особому плану или создание специальных условий.
Можно попробовать перевестись в другую школу, но характеристика на ученика будет в его личном деле, и из-за нее другая организация также может настоятельно рекомендовать перевод на индивидуальное обучение.
Может ли школа отказать в индивидуальном обучении?
Система обучения в большинстве школ остается классической – массовой и универсализированной. Как быть, если организация настаивает на том, что ребенок должен учиться в коллективе и по общему для всех плану?
Организация индивидуального обучения с составлением персонального плана – это право каждого ученика. Поэтому школа не может отказать, даже если в ее уставе возможность индивидуализированного освоения программы не предусмотрена (хотя положения такого документа должны обязательно соответствовать законодательным нормам). Но если администрация школы все равно противится, это может привести к проблемам. В таком случае есть смысл рассмотреть вариант перехода в иное учреждение или на другой формат обучения (об альтернативных способах будет написано ниже).
Есть ли другие варианты?
Возможно ли организовать индивидуальное обучение по-другому, не с составлением отдельного плана? Да, есть иные методы, например:
- Надомное обучение. При такой форме ребенок учится без посещений учреждения, к нему, как правило, приходят педагоги. Но для освоения школьной программы на дому нужны показания. Это различные заболевания, из-за которых посещать занятия проблематично или невозможно. В список входят болезни крови, злокачественные новообразования, психические тяжелые расстройства, серьезные патологии нервной, дыхательной, костно-мышечной, пищеварительной, эндокринной систем. Перечисленные показания подтверждает выданная врачом справка.
- Семейное обучение. Что это такое? Данный метод предполагает обучение не в школе, а дома, в семье. Ответственность за домашний образовательный процесс полностью ложится на родителей. Они продумывают план обучения и организуют занятия: своими силами или с помощью профессиональных репетиторов. Еще один вариант – школа индивидуального обучения: либо частная с посещениями уроков, либо ведущая занятия в режиме онлайн.
Независимо от того, какая форма организации обучения используется, любому ребенку необходимо подтверждать свои знания. Для этого учащийся проходит периодические промежуточные аттестации. Они могут проводиться в форме тестов по разным предметам, контрольных работ, выполнения индивидуальных заданий, ответов на вопросы, которые задает учитель.
Без аттестаций ребенок на индивидуальном обучении не сможет сдать единый или основной государственный экзамен (ЕГЭ или ОГЭ), чтобы получить аттестат об основном или среднем общем образовании. А без такого документа нельзя продолжить учиться в колледже или университете.
Чтобы аттестоваться, необходимо закрепить ребенка за какой-то школой на постоянной основе или временно, только на период проверки знаний. Но можно поступить иначе и пройти аттестацию на специальной платформе, такой как «СОнариум». Тут можно в удобной обстановке сдать тесты за 1 класс или любой другой. Тестирования проходят дистанционно, ребенок зачисляется в школу-партнер и после аттестации получает соответствующую справку. Также предоставляются кураторское сопровождение с бесплатными консультациями, доступ к учебным интерактивным материалам для самостоятельной подготовки в онлайн-формате.
Перевод на индивидуальное обучение: как перейти на этот формат правильно и официально?
Как оформить законно и официально образование по персональному плану? Чтобы перейти на индивидуальное обучение в школе, нужно написать на имя директора организации и подать в учреждение соответствующее заявление. Его бланк или образец можно получить в учебном заведении. Далее с директором заключается соглашение о получении образования с ИУП. В этом договоре прописываются сроки, график уроков и другие моменты. Руководителем организации издается приказ, который хранится в личном деле школьника, как и характеристика на ученика.
Чтобы оформить индивидуальное обучение в семейном формате дома, нужно сначала уведомить о таком решении городское отделение департамента по образованию, затем либо подать заявление на семейное образование, либо, если школа так не работает, отчислиться из нее, найти новое учреждение для промежуточных и итоговых аттестаций и прикрепиться к нему.
Составление индивидуального плана
Чтобы перейти на индивидуальное обучение в школе, нужно грамотно составить план. Его для конкретного ученика или для группы детей разрабатывает администрация учреждения совместно с учителями, непосредственно участвующими в образовательном процессе. План соответствует используемой школьной программе, и при аттестациях учащийся должен продемонстрировать знания наравне со своими одноклассниками.
В индивидуальном плане есть следующие части:
- Инвариантная. Это все обязательные дисциплины. Для таких предметов предусматривается минимальный базовый уровень.
- Вариативная. Это дополнительные дисциплины, которые также изучаются на базовом уровне.
- Региональная составляющая. Это предметы, которые изучают все ученики конкретного города, например, Москвы, или иного российского субъекта – края, республики.
- Локальный компонент. Это предметы, устанавливаемые конкретной школой и отвечающие ее требованиям.
Процесс разработки плана индивидуального обучения включают несколько этапов:
- Выявление потребностей ребенка, его индивидуальных особенностей здоровья, социализации, психики.
- Анализ уровня знаний: имеющихся навыков, базовых умений.
- Оценка учебных планов: локального школьного и базисного федерального.
- Исследование программы, используемой в конкретной школе.
- Разработка персонального плана обучения с учетом собранной и проанализированной информации.
ИУП обычно разрабатывается на один учебный год или сразу на несколько. В нем указываются полный список всех предметов, количество отведенных на их изучение часов, график занятий или индивидуальных встреч с учителями, даты промежуточных и итоговых аттестаций, правила контроля текущей успеваемости.
Как организовать процесс учебы
Если ребенок учится в школе, то за организацию учебного процесса в течение всего года отвечает учреждение, учитывая при этом состояние психики и здоровья ученика, его индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, а также пожелания родителей. Учащийся может ходить на уроки вместе со всеми остальными, посещать дополнительные занятия в учреждении, появляться периодически для получения заданий и их проверки после выполнения.

У школьника есть учебники, открытый доступ к библиотеке для чтения дополнительной литературы, возможность посещать отдельные кабинеты для выполнения лабораторных или других практически работ. Также ребенок может обращаться к учителям, к узким специалистам типа дефектолога и психолога, ходить в спортивный или тренажерный зал. Все это доступно и детям, находящимся на семейном обучении и закрепленным за школами.
Современные технологии индивидуального образования предоставляют возможность самостоятельного освоения учебных материалов и дистанционного взаимодействия между учеником и учителем. Так, школьник может изучать информацию из интернета или запоминающих устройств типа карт памяти. Для связи можно использовать передовые средства коммуникации – видеосвязь, мессенджеры или социальные сети с функцией видео-чатов.
При семейном обучении образовательный процесс организуют родители. И в таком случае уроки могут проводиться разными способами:
- Самостоятельно, мамой или папой. Каждое индивидуальное занятие проводит один из родителей. Но он должен обладать необходимыми знаниями и достаточным опытом, уметь доносить информацию.
- С помощью репетиторов. При таком формате индивидуальное занятие проводится профессиональным педагогом, и это может быть учитель из школы, за которой учащийся закреплен.
- Комбинированно: частично самостоятельно, частично с репетиторами. Простые предметы может преподавать отец или мать, а более сложные дисциплины – учитель.
- Частная школа или образовательный центр. Можно подобрать организацию, наиболее подходящую ученику по формату, расписанию занятий.
- В онлайн-школе. Индивидуальное занятие может начинаться по определенному графику или в удобное время.
Плюсы и минусы индивидуального обучения
До перевода стоит изучить плюсы и минусы индивидуального обучения. Оно имеет свои преимущества и недостатки и подходит не всем. Чтобы понять, ваш это формат или нет, стоит сначала узнать плюсы индивидуального обучения:
- Комфортные занятия, в том числе в домашней обстановке. Они могут проводиться по удобному графику, с оптимальной продолжительностью, в подходящем формате.
- Воспитание самостоятельности, возможность развивать ответственность, самодисциплину.
- Упор на изучение предметов, которые ученику даются с трудом, или освоение любимых дисциплин, с которыми ученик хочет связать дальнейшую жизнь.
- Больше свободного времени. Если ребенок решит все поставленные задачи быстрее, он сможет заниматься творчеством или хобби, встречаться с друзьями.
- Индивидуальный подход с учетом характера ученика, его склада ума, способностей, психического и физического состояния.
- Более тесный контакт учителя с учеником, позволяющий лучше и быстрее выявлять сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях.
- Отсутствие отвлекающих и раздражающих факторов – критики одноклассников, стрессов из-за публичных ответов у доски. Без всего этого некоторым учиться легче.
- Возможность применения дистанционных и электронных передовых технологий образования.
- Эффективность. Зачастую индивидуальное обучение эффективнее группового.
Теперь минусы:
- Отсутствие конкурентной среды. Ребенку фактически не нужно стремиться опережать других. А соревновательный момент важен в образовании и иногда становится отличным стимулятором.
- Нехватка живого общения с ровесниками. Но ее можно частично компенсировать посещениями секций и кружков, встречами с друзьями.
- Отсутствие навыка командной работы. Если человек не умеет работать в коллективе, у него могут возникнуть проблемы и сложности в дальнейшей профессиональной деятельности.
- Возможные сложности. Не все знают, как перевести ребенка на индивидуальное обучение. Не все школы предоставляют такую возможность.
Заключение
Подведем итоги. Индивидуальное обучение представляет собой освоение школьной программы с персонализированным подходом к детям. Оно отличается учетом особенностей, потребностей, возможностей, способностей.
По мере развития образовательной сферы в России такой формат набирает большую популярность. Зная все плюсы и минусы индивидуального обучения, можно выбрать лучший вариант образования для своего ребенка и обеспечить ему светлое будущее.