11 ноября 2021 года Россия и мир отметили 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. И можно долго спорить, готовы ли подростки к тому, чтобы понять его произведения, но факт остается фактом: тексты Достоевского — важная часть школьной программы. Мы поговорили с педагогами о том, как сделать разговор о Достоевском не протокольным.
Роман Дощинский, начальник методического отдела Московского центра качества образования:
Уверен, что в юбилейный для писателя год у учителей-словесников есть повод задуматься над тем, насколько разнообразно было творчество Достоевского, что оно не ограничивалось одной заветной темой преступления и наказания, что, быть может, имеет смысл какие-то произведения автора изучать чуть раньше 10-го класса.
В методике преподавания накоплен колоссальный опыт изучения уже в 5–6-х классах рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Тем более это произведение входит в так называемый цикл рождественских рассказов русских писателей — вместе с «Чудесным доктором» А. Куприна, «Ангелочком» Л. Андреева, «Ванькой» А. Чехова и др. Есть где развернуться, есть что с чем сравнивать.
Сложилась и традиция изучения фрагмента «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы» в 7-м классе. Этот фрагмент хорошо укладывается в цикл произведений о детстве: «Детство» Л. Толстого, «Детство» М. Горького, «Детство Никиты» А. Толстого и др.
В 8–9-х классах школьники способны читать и разбирать такие не столь большие произведения писателя, как повесть «Белые ночи» (для демонстрации соединения в одном тексте и признаков романтизма, и признаков реализма) или роман «Бедные люди» (для демонстрации типичных и индивидуальных черт «маленького человека» в русской литературе).
Конечно, основным этапом изучения жизни и творчества Достоевского является 10-й класс. Для чтения и подробного текстуального анализа предлагается роман «Преступление и наказание». Обзорно по традиции даётся представление о романе «Идиот». В 11-м классе Достоевский не забывается, к нему мы возвращаемся вновь и вновь при изучении, например, произведений М. Горького, М. Булгакова и др.
Антон Скулачев, учитель русского языка и литературы школы № 1514, председатель Гильдии словесников, и Ольга Вахитова, учитель русского языка и литературы школы № 117:
В любом возрасте, читая Достоевского (как и любого другого непростого писателя), надо не бояться задавать вопросы тексту, останавливаться, не торопиться, учителю надо не спешить пройти программу, а «задержаться, прочитать и перечесть», удивляться, фиксировать свои «точки удивления» и непонимания и не останавливаться на первом впечатлении, а двигаться вглубь: Достоевский — писатель многоуровневого текста.
Важно понимать, что «сострадать по Достоевскому», — это не только собирать деньги на лечение больного ребенка, это попробовать понять его изнутри, пропустить через себя. Это понимание, что мир сложен и люди в нем все разные. Нет единых рецептов в оценке человека, нет единого «правильного» мнения. Человек-Космос Достоевского — это возможность широкого взгляда на себя и окружающих людей.
Также хочется отметить, что для Достоевского важен разговор о теории и живой жизни, о том, как жизнь оказывается богаче любой схемы и идеологии. А разговор Достоевского с читателем — это разговор о преодолении личной замкнутости в диалоге — с другим, миром, Богом; о спасительной силе встречи, разговора, внутренней свободы. Поэтому надо быть готовым к тому, что Достоевский меняет читателя, трансформирует его прямо в процессе чтения, он задаёт нам неудобные вопросы и практически заставляет нас встретиться с собой настоящими, вне схем, моделей и проекций.
Темы, которые затрагивает Достоевский в своих произведениях, очень «внутренние», глубинные, и они требуют предельно честного разговора с самим собой. Поэтому ученику важно честно рефлексировать свой процесс чтения: «как мне сейчас? на что я обращаю внимание? с чем спорю? что со мной происходит?»
Читая «Преступление и наказание», десятиклассники учатся именно этому. На вопросы Достоевского нет и не может быть однозначного ответа, но в этом и есть интерес. Писатель дает простор в оценке и понимании глубин человеческого совершенства и несовершенства. Он не учит, а сопереживает, не ставит себя или героя в пример, а сомневается, и этим он по-настоящему современен.
Пусть у учеников будут разные «точки входа» в текст: для кого-то это странности в первом предложении, для другого — атмосфера Петербурга, для третьего — внутренний конфликт героя, для четвёртого — надрыв Мармеладова. Кстати, возможны и разные маршруты учеников, связанные, например, с индивидуальными темами проектных (к примеру, эскизы к мультфильму) или исследовательских работ, с разным выбираемым уровнем сложности.
Мария Еремина, учитель русского языка и литературы школы № 2200, призёр конкурса «Молодые педагоги — московскому образованию» 2019 года:
Широта взглядов писателя, диапазон его интересов и философских взглядов заставляют нас, педагогов, находить все новые и новые способы знакомства школьников с творчеством классика. Тема духовного очищения и просветления не всегда понятна современным подросткам, а христианские мотивы в творчестве писателя остаются загадкой. При изучении жанрового своеобразия святочного рассказа, представленного в творчестве русских и зарубежных писателей, возможно обращение к произведению Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе», Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Через творчество английского писателя, основоположника жанра рождественского рассказа, происходит выделение его особенностей. При знакомстве со сказкой Андерсена прослеживается реформа жанра, отказ от счастливого в традиционном смысле финала, минимализация фантастического и усиление драматичности произведения. На третьем этапе изучения темы подростки, обращаясь к произведению Ф. М. Достоевского, способны к более глубокому анализу художественного текста, так как обладают знаниями, полученными при работе с тестами других авторов. Метод сопоставления произведений и авторской манеры приводит учащихся к пониманию идеи Достоевского: обретение покоя возможно при чистоте человеческой души и соблюдении христианской добродетели, счастье возможно в единении с Богом. В произведениях Достоевского следует уделять внимание художественным деталям, роли портрета, интерьера в создании образа героя, приему «говорящих» фамилий и локусу. Ярким примером последнего является место жительства главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Такая работа по изучению творчества Федора Михайловича готовит школьников к более глубокому знакомству с философскими и религиозными воззрениями автора, предлагаемыми для изучения в старших классах.