Слыша о семейном обучении, люди часто представляют себе что-то вроде мини-школы, оборудованной дома — с расписанием уроков, переменами, учебниками, дневником и чуть ли не ответами у доски. Перспектива половину дня быть в роли школьного учителя для собственного ребёнка у кого угодно вызовет панику. Сергей Пархоменко рассказывает, как организовал такое обучение для своего сына.
Наш сын Никита учился на семейной форме первые три класса, а потом стал сам ездить в симпатичную нам альтернативную школу. Аттестации мы сдавали в «дворовой» школе один раз в год. Для этого нужно было уметь решать стандартные школьные задачи, понимать зыбкую логику составителей тестов и писать диктанты.
Общая идея организации процесса семейного обучения в том, чтобы он был прост, эффективен и требовал минимальных усилий от всех. Собственно, формально-обязательное обучение происходило утром, почти каждый день, включая выходные, и занимало совсем немного времени. Обязательным также было посещение английского в мини-группе.
Остальные занятия — по желанию. Среди них были и литературный кружок в библиотеке, и робототехника, и валяние из шерсти, и скалолазание, и техническое моделирование, и многое другое. Ещё у нас был домашний физико-математический кружок, который я вёл, пока Никите не исполнилось восемь лет.
На самом деле, освоение формальной школьной программы (которая наполовину нужна только для сдачи аттестаций) по факту занимало удивительно мало времени. Собственно, для нас ценность семейной формы состояла именно в том, что она освобождает время ребёнка для более интересных и полезных занятий.
Не обязательно тратить 25 учебных часов в неделю
В школе существует куча отвлекающих факторов: пока учитель успокоит класс, пока проведёт опрос нескольких учеников, пока все шуршат и достают учебники, открывают нужную страницу, пока на доске медленно-медленно, чтобы было уж точно понятно всем, что-то объясняется, потом кто-то вызывается к доске и ему ещё раз что-то объясняется…
Любой репетитор знает, что содержание среднего школьного урока в индивидуальном порядке можно без особых усилий отработать минут за 10-15.
В нашем случае задания я готовил каждый вечер и оставлял на столе. Утром Никита садился за них первым делом (до игр, мультиков, радио и так далее). Не скажу, что уроки всегда делались по зову сердца и без напоминаний, но постепенно это вошло в привычку.
В начале первого класса, когда важно было адаптироваться к занятиям, объём утренних уроков был рассчитан на 10-15 минут. В конце года он вырос до 30 минут. Ещё нужно время на обсуждение выполненных заданий. В третьем классе дел стало больше, работоспособности тоже, но на занятия «за партой» уходил максимум час.
Даже на то, чтобы просто собрать, отвести и забрать ребёнка из школы, уходило бы больше времени.
Лучше меньше, но лучше
Я не сразу понял, какой объём посилен для Никиты. С точки зрения взрослого все детские задания кажутся минутным делом, а у ребёнка могут занимать до получаса. Для себя я сделал вывод, что ошибаться здесь лучше в меньшую сторону, дав слишком мало заданий, чем в большую, перегрузив и демотивировав ученика.
Если ребёнок сделал всё за пять минут и доволен собой — это хорошо, на следующем занятии можно будет сделать заметный прогресс. У него будет и интерес к новым задачам, и новые вызовы он будет воспринимать с энтузиазмом.
Если ребёнок сидит и мучается, на глаза слёзы наворачиваются, его шпыняют, чтобы не отвлекался — тут даже на прежнем уровне оставаться сложно, каждое занятие — испытание и для него, и для преподавателя.
По моим наблюдениям, у многих взрослых есть стремление «выжимать до щелчка», то есть наращивать длительность и сложность занятий до тех пор, пока ребёнок может хоть как-то с ними справляться. Естественно, дальше такой образовательный процесс может строиться только на принуждении.
Никаких каникул
Постоянство и регулярность формируют полезную привычку, поэтому задания мы старались давать всегда. После перерывов на выходные вход в колею требовал некоторых усилий, поэтому я стал и на выходные готовить какие-то задания. Даже на выезде с туристической секцией Никита должен был каждый день с утра писать несколько строк любого текста (навык письма ему давался не очень легко). Мы сохраняли темп на протяжении всего учебного года, это здорово экономило силы.
Накануне аттестаций я просил у завуча в школе образцы тестов, чтобы мы с Никитой вникли в саму логику постановки вопросов, формат заданий. Искреннее возмущение вызывал у него тот факт, что на тесты надо отвечать «как ребёнок».
Например, на вопрос «сколько агрегатных состояний у вещества?» правильный ответ для второклассника — «три», Никита восклицал: «Почему три, а как же плазма?».
Учим по-человечески
Мало кому нравится повторять в прописях одинаковые закорючки по сто раз или решать однотипные скучные задачи. Поэтому я не только подбирал более-менее вменяемые пособия, но и придумывал задания самостоятельно.
Например, придумать план своего огорода и подписать растения, или написать десять самых больших зверей. Отлично увлекали Никиту различные головоломки и графические задачки. Я старался делать их такими, чтобы они развивали не только пространственное мышление, но и «вынуждали» развивать графомоторные навыки, писать.
Конечно же, многими вещами мы занимались вовсе не за партой, а в повседневной жизни, в пути, на прогулке. Книга о природе и поход в лес со знающим взрослым могут оставить в голове ребёнка больше ценного, чем полгода изучения естествознания в школе. А планирование покупок и подсчёт сдачи при походе в магазин очевидно полезнее, чем решение очередного столбца с арифметическими примерами.