Родители иногда жалуются: ребенок, который был увлечен учебой в начальной школе, охладел к занятиям в средней. А подростку-старшекласснику, кажется, вообще ничего не интересно. Давайте разберемся, почему это может произойти, и рассмотрим инструкцию, как помочь детям разного возраста учиться в удовольствие.
Дошкольный период (3-6 лет)
Ребенок постоянно задает вопросы обо всем, что его окружает. Можно разделить этот период на две половины. В первой (3-5 лет) у ребенка появляется новая форма общения со взрослыми — познавательная, он постоянно задает вопросы обо всем, что его окружает: о природе, погоде, океане и далее до бесконечности. При этом ребенка интересует не практика, а именно теория. И на все эти вопросы необходимо отвечать. Во второй половине (5-6 лет) ребенок начинает социализироваться — теперь ему интересно не столько окружение, сколько люди: где они живут, кем работают, что им нравится и так далее. Столь же охотно в этом возрасте ребенок рассказывает и о себе самом.
Дошкольник воспринимает обучение как сюжетно-ролевую игру, в которой можно прокачать свои навыки, обработать и принять к сведению новую информацию. При этом познавательная активность в этом возрасте настолько высока, что дошкольникам необходимо часто повторять пройденный материал, так как он быстро вытесняется из их памяти новыми знаниями. Чтобы детям было проще все усваивать, в план по подготовке к школе должны быть включены игры на повторение и систематизацию: пазлы, простые настольные игры и математические сюжетные задачки. Основное условие успешного дошкольного обучения — ребёнку должно быть интересно.
Занятия в этом возрасте не должны длиться больше 35 минут, потому что дети очень быстро устают и не умеют долго концентрироваться на одной задаче. Внимание дошкольника постоянно переключается, поэтому необходимо чередовать разные виды активности и различные задания каждые 5-6 минут. Логичнее всего строить обучение на игровых методах — выстраивать вокруг заданий какую-то историю, чтобы ребенок лучше в них ориентировался и у него был интерес к занятиям. В этом возрасте вообще не стоит ругать ребенка за ошибки, от наказаний мотивация может сильно пострадать.
Начальная школа (6-11 лет)
Для ученика начальной школы интересоваться учебой — естественно. Четкое регламентированное расписание, общение со сверстниками, построение отношений с новым взрослым, соревнования — все это для ребенка в новинку. И его тянет ко всему новому. В этот период происходит перестройка всей системы отношений: ребенок выходит за рамки семьи и расширяет круг значимых и уважаемых лиц. Центром жизни младшего школьника становится система «ребенок — учитель», которая уже и определяет отношение к родителям и к сверстникам. Ребенок теперь лучше выражает свои мысли, работает дольше, начинает рефлексировать о себе и окружающих. Вместе с осмыслением себя у него появляется самооценка и ощущение собственной значимости.
В начальной школе продолжительность занятий достигает уже классических для урока 45 минут. В этом возрасте с детьми все еще нужно заниматься по игровой модели: можно включать задания на самостоятельную оценку своей работы для развития рефлексии. Дети уже умеют сами систематизировать новые знания, поэтому можно сократить количество повторов одного и того же материала по сравнению с дошкольным возрастом.
В младшем школьном возрасте личность наставника очень важна. Именно он закладывает интерес к учебе, дисциплину и самостоятельность. Ему необходимо не ругать ребенка за плохие оценки, а понять, что именно вызывает у него затруднение, и решить проблему вместе.
Средняя школа (11-14 лет)
Подросток в средней школе, не игнорируя учебу, придает особое значение общению. Он постоянно взаимодействует со сверстниками и расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, демонстрирует освоенные навыки. Этот период в жизни ребенка — время сомнений и рефлексии. Ребенок пересматривает темы, которые раньше для него были очевидными: любовь, отношения в семье, дружба. Это может сказаться на его самооценке, поэтому родителям и учителям особенно важно поддерживать ребенка и постараться отвечать на его вопросы.
В средней школе нагрузка на подростка ложится практически неподъемная. Мало того, что школьные предметы усложняются, так еще начинают ощущаться предстающие экзамены. Родителям важно не подавлять ребенка, на любой вопрос отвечать открыто и честно. Подростки, как известно, бунтари. Поэтому задача взрослого — дать ребенку возможность учиться на собственных ошибках, незаметно страхуя его и не пресекая порывы к самостоятельности и сепарации.
Родителям стоит создавать для ребенка так называемые «ситуации успеха»: хвалить за каждый правильный ответ, радоваться положительной динамике. Хорошая практика: рассказывать ребенку о своих собственных ошибках и неправильных решениях. Иначе у него сложится образ того, что все вокруг (родители, учителя и даже одноклассники) идеальные и всегда все делают правильно.
Старшая школа (14-17 лет)
Старшая школа — один из самых спутанных и противоречивых периодов взросления ребенка. Ребята строят первые отношения, включаются в различные виды деятельности и постоянно сравнивают себя с остальными сверстниками. В этом возрасте дети очень уязвимы. Из-за эмоциональной и физической нагрузки может произойти надлом, когда ребенок перед самым ответственным моментом начинает чувствовать себя плохо, регрессировать, больше отвлекаться. Перед экзаменами родителям особенно пристально нужно следить за самооценкой ребенка, его активностью, проявлениями агрессии и не стесняться обращаться за консультацией к психологам в непонятных ситуациях.
У современных старшеклассников действительно много нагрузки, порой их расписание такое же плотное, как у взрослых. И права на ошибку у них как будто бы нет, ведь совсем рядом важные экзамены. Отдельно хотелось бы обратить внимание будущих выпускников и их родителей на режим работы и отдыха, питания и нормирования сна. Особенно это касается мотивированных детей, которые в погоне за баллами ЕГЭ забывают обо всем на свете. Ночью заниматься вредно для здоровья, прогулки на свежем воздухе необходимы, после десяти лучше убирать телефон и другие гаджеты, следить за правильным и полноценным питанием — эти правила в старших классах почему-то отходят на второй план, а соблюдать их необходимо.
Родителям вообще стоит почаще говорить со своими детьми. Так они сразу узнают об отсутствии мотивации и смогут предотвратить многие проблемы. Надо следить за общим тонусом ученика, его готовностью оживленно рассказывать о своей учебной деятельности. Если вдруг что-то случится, предложите помощь, но не настаивайте. Ребенок должен знать, что вы поможете, но не будете навязываться. Удивительно, но об этом забывают в первую очередь.
Пройдите промежуточную аттестацию с комфортом и без переплат у нас — в Центре подготовки и онлайн-аттестаций «СОнариум»!