Весной не очень-то хочется сидеть за партой: солнце светит, теплеет, хочется гулять и общаться с друзьями. А надо работать на уроках, делать домашнее задание и готовиться к экзаменам. Как помочь детям повысить продуктивность? Рассказывает в блоге Modum Lab психолог и автор блога о подростках Ирина Ерилина-Харебова.
Школьная система — это огромный механизм, который, к сожалению, не может учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Поэтому главными помощниками детей остаются родители.
1. Помогайте соблюдать режим
Очевидная, но важная вещь: продуктивность в первую очередь зависит от режима. Режим нужен не только школьникам, но и взрослым. Сон, питание, активность — это база, необходимая каждому человеку. Вспомним пирамиду потребностей Маслоу: в основе — физиологические потребности. Пока они не закрыты, будет страдать удовлетворение потребностей более высокого уровня. Если говорить про школьников, то это и потребность в безопасности, и социальные контакты, и обучение.
При этом важно учитывать возраст детей: от него зависят и потребности. Например, дошкольникам и детям младшего школьного возраста нужно дольше спать и больше двигаться. Это помогает им выплеснуть энергию. Соблюдение базовых потребностей и режим — это первично, а учёба вторична. Если не обеспечить ребёнка хорошим сном, здоровым питанием и регулярной активностью, учёба будет даваться с трудом. Поэтому помогайте детям организовать день и соблюдать режим.
2. Разрешите отдыхать
Обычно перемены в школе длятся от 10 до 15 минут. Сделать школьные перерывы дольше практически невозможно: детям придется сидеть в школе весь день. Самое простое, что может сделать родитель, — не отправлять ребёнка сразу после школы делать домашнее задание, повторять и учить, не нагружать его дополнительными занятиями.
Дети уходят в школу к 8–9 утра, а возвращаются в 3–4 часа дня. Как работают взрослые? Обычно с 9 до 6: согласитесь, разница небольшая. Вот только после работы мы приезжаем домой, ужинаем и ложимся отдыхать перед телевизором. А что мы делаем с детьми? Снова гоним за учебники, едва они переступили порог дома. Мы нагружаем детей даже больше, чем самих себя. Помните: пока ребёнок не отдохнёт и не наберётся сил, он не сможет учиться.
3. Снизьте ожидания
Простая истина: чем выше ожидание, тем больше разочарование. Дети не обязаны воплощать фантазии и мечты родителей в жизнь. Как бы мы ни сопротивлялись, нужно признать: дети нам не принадлежат, у каждого из них свой путь. Мы даёт детям то, что можем дать; они берут то, что могут унести.
Важно оставаться родителями, а не надсмотрщиками или учителями «второй смены». Учат в школе, дома — заботятся. Школьный период — это 11 лет, и они часто связаны с самыми разными стрессами. Поэтому детям нужно место, где бы они получили защиту и поддержку. Этим местом должен быть дом.
4. Учитывайте возраст
Мы уже знаем, что в каждом возрасте свои ведущие деятельности. В дошкольном возрасте — игра. Когда дети приходят в первый класс, эта деятельность всё ещё остаётся с ними. Поэтому получать знания им будет проще всего через игру.
Для старших классов хороши совместные проекты. В подростковом возрасте ведущая деятельность — общение. Чем больше будет совместной работы с одноклассниками, тем лучше. Это не только повысит продуктивность и усваиваемость материала, но и прокачает навык коммуникации и работы в команде.
5. Попробуйте заинтересовать
Детям в начальной школе сложно концентрировать внимание на чём-то одном дольше 20–30 минут. Чтобы они не отвлекались на уроках, то, о чём вещает учитель, должно быть гораздо интереснее вороны за окном. Урок не должен быть монотонным, а учитель должен уметь переключать внимание школьников: с доски — на действие учителя, с действия учителя — на демонстрационный материал.
Чем старше становятся дети, тем больше у них возможностей сконцентрироваться. Но в любом возрасте ключ к вниманию — это интерес. Если школьнику учитель кажется скучным, то на урок он уже придёт с отключенным вниманием. Конечно, педагог — это не веселый аниматор, его задача — учить, не развлекать. Но заинтересовать можно разными способами подачи информации. Урок должен захватывать и давать что-то новое, неожиданное.
6. Применяйте современные технологии
Один из вариантов сделать урок интереснее — использовать тренды и современные технологии. Например, шлемы виртуальной реальности или интерактивные панели. У Modum Lab есть решения по физике и биологии для интерактивных панелей, а также VR-комплексы по физике.
В виртуальной реальности на школьника не действуют внешние раздражители. Он не отвлекается на посторонние дела и сконцентрирован на материале. Ещё VR повышает вовлечённость: ученики могут проводить безопасные химические эксперименты, увидеть выдающиеся исторические события и решать сложные задачи в более увлекательной и понятной игровой форме.
По данным исследования Центра Национальной технологической инициативы по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» Дальневосточного федерального университета (Центр НТИ ДВФУ по VR/AR), VR-технология способствует продуктивности школьников. 57% учителей считают, что виртуальная реальность позволяет учитывать индивидуальные различия обучающихся и улучшает усвоение важных понятий и идей. А 75% опрошенных считают, что VR способствует развитию коммуникативных навыков.