Индивидуальный учебный план и график промежуточной аттестации. Как составить? - CОнариум

Полезные советы

Индивидуальный учебный план и график промежуточной аттестации. Как составить?

Индивидуальный учебный план как инструмент для всех форм обучения

Независимо от формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, домашнее, семейная, самообразование) обучающийся имеет право на Индивидуальный учебный план (ИУП) — п. 3, ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее Закон об образовании).

В пункте 23 ст. 2 Закона об образовании есть определение ИУП — это учебный план, который обеспечивает освоение программы, учитывая индивидуальные особенности и потребности отдельного обучающегося.

Это значит, что потребности вашего ребёнка, его особенности стоят во главе угла, они являются приоритетом как для родителей, так и для школы, других органов и государства в целом.

ИУП определяет:
— перечень (какие именно предметы будут входить в ПА в конкретном классе, например, не более Федерального минимума);
— трудоёмкость (сколько часов будет выделено на изучение каждого предмета);
— последовательность и распределение по периодам обучения предметов, курсов, дисциплин, модулей (изучение всех предметов параллельно, как на очном обучении, или последовательно/блочно);
— формы ПА (тесты, реферат, доклад, презентация, собеседование, диктант и др)

ИУП позволяет здорово упростить жизнь как ребёнка на семейном образовании (СО), так и школы, в которой вы намерены проходить промежуточную аттестацию.

Если вы сдаёте ПА в обычной массовой школе, то часто она устанавливает сдачу экзаменов либо раз в учебный год, либо дважды в год, либо 4 раза в год, после каждой четверти. Например, если ребёнок в 5 кл, то согласно примерной основной общеобразовательной программе основного общего образования обязательный минимум предметов для освоения равно 11-ти. Следовательно, сдавая ПА дважды в год, нужно одолеть 22 экзамена. Четыре раза в год — 44 экзамена. Благодаря ИУП можно организовать сдачу экзаменов в течение всего учебного года, поочерёдно. Некоторые эксперты СО такой способ называют «блочный», с погружением в предмет. Как это сделать — читайте ниже.

Плюс поочерёдного, блочного изучения и «закрытия» предметов очевиден, ребёнок не отвлекается на другое, полностью погружён в один предмет. После сдачи экзамена, спокойно готовится к следующему.

Ещё один плюс, когда ИУП позволяет избежать экзаменов по предметам, не входящим в федеральный минимум, максимально уменьшить их количество.

Перечень обязательных предметов по каждому классу отображён в Примерной образовательной программе по каждой ступени образования (ПООП): начальной (1-4 кл), основной (5-9 кл), средней (10-11 кл).

Ознакомиться с программами вы можете здесь:

👉🏻ПООП начального общего образования;

👉🏻ПООП основного общего образования;

👉🏻ПООП среднего общего образования .

На СО ИУП составляют родители, однако предоставлять его школе или кому-либо ещё не обязаны. Это своего рода база под составление индивидуального графика для аттестации, основание вашего графика ПА для администрации школы.

Как составить индивидуальный учебный план и график промежуточной аттестации?

Пример составления графика ПА обучающегося 5-го класса на основании ИУП:

1. На сайте https://fgosreestr.ru находим примерную образовательную программу основного общего образования и смотрим в табличке в конце документа какие предметы обязательны для 5-го класса. Это: русский яз, литература, иностранный яз, математика, история, география, биология, музыка, ИЗО, технология, физкультура;

2. Исходя из данных по часам, выделенным на освоение каждого предмета, высчитываем, сколько часов в год полагается на освоение каждого предмета за 5-ый класс. В нашем случае получается следующее: русский яз — 175 ч/год, литература — 105, иностранный яз — 105, математика — 175, история — 70, география — 35, биология — 35, музыка — 35, ИЗО — 35, технология — 70, физкультура — 70;

3. Определяемся с последовательностью изучения предметов — в прошлой статье мы определились, что лучше выбирать блочный способ, предметы осваиваются друг за другом;

4. Теперь определяемся с формами ПА по каждому из предметов.

5. Определяемся с датами консультаций и экзаменов по каждому из предметов. Самые лёгкие ставим на начало учебного года. Вот файл, который у нас получился в итоге.

Когда ребёнок зачисляется в школу в качестве экстерна для прохождения ПА, он подчиняется её локальным актам, однако родители могут влиять на ситуацию через ИУП.

Не любая школа понимает как облегчается организация ПА благодаря подобному графику не только для ребёнка, но и для неё самой. Учитель не будет принимать экзамен по одному предмету дважды/четырежды в год, не будет озадачиваться какую форму экзамена выбрать, ведь родитель уже всё подготовил. Осталось только согласовать даты. При этом и школа и родитель действуют в интересах ребёнка.

В заключение, вот как заучит позиция Минобразования РФ в Письме № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г на этот счёт: «Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей, в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала».

Обратите внимание на п. 27 Приказа Минпросвещения РФ от 22.03.2021 г. №115: «Для экстернов по согласованию с ними или родителями несовершеннолетних обучающихся утверждается график прохождения ПА».

Получите бесплатный доступ к промежуточным аттестациям и оцените преимущества нашей онлайн-платформы «СОнариум».

Источник: https://t.me/info_so