Некоторым школьникам требуется больше времени, чем другим, чтобы ответить на вопрос учителя. Как дать таким детям возможность справиться с поставленной задачей без ущерба для общего хода занятий? Доктор биологических наук и учитель средней школы из Уэст-Йоркшира (Великобритания) Джо Кастелино делится своим опытом.
Недавно моя трехлетняя дочь стала получать удовольствие от изучения алфавита. Ее первые две азбуки были довольно стандартными: «А — арбуз», «Б — банан». В третьей начались примеры поинтереснее: например, под буквой «А» может быть нарисован астронавт.
Когда мы с ней вернулись к этому букварю после небольшого перерыва, я думала, что мне нужно будет как-то помочь ей с запоминанием слов. Я была удивлена, когда увидела, что она почти всё запомнила. Сложность возникла только когда мы дошли до буквы «К». Я немного подождала, после чего уже было открыла рот, чтобы дать ей подсказку, как дочь радостно отчеканила: «Кантовый физиг!» («Квантовый физик»). Я была очень впечатлена!
Слишком мало времени или слишком много времени?
После этого я стала задумываться о том, сколько времени стоит давать моим ученикам после вопросов на занятиях. Каждому нужно предоставить возможность, чтобы сформулировать ответ. Есть несколько причин, которые могут им помешать:
— Ученику дали слишком мало времени: нескольких секунд может быть недостаточно для некоторых ребят, но большинство успевает за этот промежуток подобрать нужные слова. Это может зависеть и от самого вопроса — подразумевает ли он односложный ответ или развернутый.
— Ученику дали слишком много времени: иногда, если ждать слишком долго, детям, которые уже все поняли, приходится ждать, что может в дальнейшем привести к проблемам со внимательностью и поведением на уроке.
— Учитель отвел на размышление то количество времени, которое необходимо большинству детей в классе: я считаю, что это тоже может стать проблемой, так как в этом случае мы всё равно оставляем за бортом небольшую группу учеников.
Именно об этой «небольшой группе» я бы и хотела поговорить. Для примера приведу случай, который произошел на одном из моих занятий.
30 секунд на размышление
Мы прошли тему «Строение клетки», в ходе которой обсудили функции ее частей. Через пару уроков я решила проверить, могут ли мои ученики понять с помощью полученных знаний, что митохондрии, которые генерируют энергию из питательных веществ, играют важную роль при сокращении мышечных клеток. В начале занятия было время на то, чтобы повторить материал урока.
Через какое-то время я задала вопрос: «Какую из частей клетки мы можем найти в мышечных тканях в большом количестве?» Я напомнила, что для ответа на этот вопрос нужно опираться на особенности мышечных клеток.
Примерно через 30 секунд я увидела, что один из ребят очень глубоко погрузился в свои мысли. Чтобы понять, думает ли он все еще над вопросом, я обратила внимание на характерные признаки: смотрит ли он по сторонам в поисках ответа, поглядывает ли на свои записи. По этим сигналам я поняла, что время на размышление истекло.
Ученик не смог ответить. Это вызвало во мне раздражение, и я спросила, чем он занимался все это время. В ответ он только пожал плечами. Мое раздражение росло. Тогда я задала тот же вопрос другому ребенку и получила правильный ответ. Не показывая своего удовлетворения, я продолжила задавать вопросы другим детям, чтобы они объяснили свой ход размышлений. После их ответов я вернулась к первому ребенку. Он смог повторить не только правильный ответ, но и пересказать своими словами все детали, которые уже прозвучали в классе.
Когда первому ученику все же удалось усвоить часть материала, для себя я определила возникшую проблему следующим образом: этот мальчик (а возможно, и другие дети, которых я не успела спросить) или даже не пытался вспомнить ответ на вопрос, или искренне хотел ответить, но у него не было на это достаточно времени.
Могла ли я помочь ему во втором случае? Некоторым ученикам может быть просто стыдно, что они пытаются найти ответ, но у них не получается, и это тормозит их еще больше. Трудность заключается в том, что мы не можем давать слишком много времени на размышления, чтобы остальной класс не заскучал. Своей дочери я могла дать сколько угодно времени, чтобы вспомнить «квантового физика», но в классе такой роскоши я позволить себе не могу.
Структурируем время
Я пришла к выводу, что решение заключается не в том, чтобы дать ребенку больше времени, а в том, чтобы правильно распределять то время, которым он располагает. Я немного изменила принцип своей работы в классе: после того, как я задаю вопрос, я прошу всех детей записать все ключевые факты, которые могут быть связаны с сутью вопроса.
Например, в случае с митохондриями и мышечными тканями следует записать следующее:
— Мышечные клетки сокращаются.
— Мышечным клеткам требуется энергия, чтобы сокращаться.
— Чтобы сокращаться, мышечным клеткам нужно много таких частиц, которые дают им необходимую энергию.
Ученики могут записывать любую информацию с предыдущих занятий, которая может относиться к теме вопроса. Так как мы проходили функции разных частиц всего пару уроков назад, им нужно вспомнить, о чем мы тогда говорили. Учитывая, что в начале занятия я дала время на самостоятельное повторение материала, вероятность того, что они додумаются до верного ответа, возрастает.
Дав задание записать ключевые факты после вопроса, я помогаю детям сконцентрировать внимание на той информации, которая им нужна в этот момент. Первые несколько раз я дала им возможность потренироваться использовать этот новый метод, чтобы ученики понимали, как он работает. Время на поиск правильного ответа занято для них этой небольшой письменной работой, а не судорожным поиском нужной информации в потоке своих мыслей.
Мы тратим на это не больше времени, чем тратили, когда я действовала по традиционной схеме и давала им время на размышление. Разница в том, что теперь у всех детей есть шанс вспомнить информацию с прошлого урока и провести связь между фактами, которые им известны, чтобы получить правильный ответ. Если я задаю вопрос посложнее, то разрешаю им даже немного поделиться друг с другом своими записями, без бурных обсуждений вслух.
Конечно, такой метод не поможет тем ученикам, которые даже не пытаются отвечать на вопросы учителя. Но на своем опыте я убедилась, что если дать детям эффективные инструменты для работы над фактами, то они с большей долей вероятности добьются нужного результата.