Как помочь школьнику быстрее отвечать на вопросы? Опыт педагога из Британии

25 Фев. 2022 Полезные советы

Некоторым школьникам требуется больше времени, чем другим, чтобы ответить на вопрос учителя. Как дать таким детям возможность справиться с поставленной задачей без ущерба для общего хода занятий? Доктор биологических наук и учитель средней школы из Уэст-Йоркшира (Великобритания) Джо Кастелино делится своим опытом.

Недавно моя трехлетняя дочь стала получать удовольствие от изучения алфавита. Ее первые две азбуки были довольно стандартными: «А — арбуз», «Б — банан». В третьей начались примеры поинтереснее: например, под буквой «А» может быть нарисован астронавт.

Когда мы с ней вернулись к этому букварю после небольшого перерыва, я думала, что мне нужно будет как-то помочь ей с запоминанием слов. Я была удивлена, когда увидела, что она почти всё запомнила. Сложность возникла только когда мы дошли до буквы «К». Я немного подождала, после чего уже было открыла рот, чтобы дать ей подсказку, как дочь радостно отчеканила: «Кантовый физиг!» («Квантовый физик»). Я была очень впечатлена!

Слишком мало времени или слишком много времени?

После этого я стала задумываться о том, сколько времени стоит давать моим ученикам после вопросов на занятиях. Каждому нужно предоставить возможность, чтобы сформулировать ответ. Есть несколько причин, которые могут им помешать:

Ученику дали слишком мало времени: нескольких секунд может быть недостаточно для некоторых ребят, но большинство успевает за этот промежуток подобрать нужные слова. Это может зависеть и от самого вопроса — подразумевает ли он односложный ответ или развернутый.

Ученику дали слишком много времени: иногда, если ждать слишком долго, детям, которые уже все поняли, приходится ждать, что может в дальнейшем привести к проблемам со внимательностью и поведением на уроке.

Учитель отвел на размышление то количество времени, которое необходимо большинству детей в классе: я считаю, что это тоже может стать проблемой, так как в этом случае мы всё равно оставляем за бортом небольшую группу учеников.

Именно об этой «небольшой группе» я бы и хотела поговорить. Для примера приведу случай, который произошел на одном из моих занятий.

30 секунд на размышление

Мы прошли тему «Строение клетки», в ходе которой обсудили функции ее частей. Через пару уроков я решила проверить, могут ли мои ученики понять с помощью полученных знаний, что митохондрии, которые генерируют энергию из питательных веществ, играют важную роль при сокращении мышечных клеток. В начале занятия было время на то, чтобы повторить материал урока.

Через какое-то время я задала вопрос: «Какую из частей клетки мы можем найти в мышечных тканях в большом количестве?» Я напомнила, что для ответа на этот вопрос нужно опираться на особенности мышечных клеток.

Примерно через 30 секунд я увидела, что один из ребят очень глубоко погрузился в свои мысли. Чтобы понять, думает ли он все еще над вопросом, я обратила внимание на характерные признаки: смотрит ли он по сторонам в поисках ответа, поглядывает ли на свои записи. По этим сигналам я поняла, что время на размышление истекло.

Ученик не смог ответить. Это вызвало во мне раздражение, и я спросила, чем он занимался все это время. В ответ он только пожал плечами. Мое раздражение росло. Тогда я задала тот же вопрос другому ребенку и получила правильный ответ. Не показывая своего удовлетворения, я продолжила задавать вопросы другим детям, чтобы они объяснили свой ход размышлений. После их ответов я вернулась к первому ребенку. Он смог повторить не только правильный ответ, но и пересказать своими словами все детали, которые уже прозвучали в классе.

Когда первому ученику все же удалось усвоить часть материала, для себя я определила возникшую проблему следующим образом: этот мальчик (а возможно, и другие дети, которых я не успела спросить) или даже не пытался вспомнить ответ на вопрос, или искренне хотел ответить, но у него не было на это достаточно времени.

Могла ли я помочь ему во втором случае? Некоторым ученикам может быть просто стыдно, что они пытаются найти ответ, но у них не получается, и это тормозит их еще больше. Трудность заключается в том, что мы не можем давать слишком много времени на размышления, чтобы остальной класс не заскучал. Своей дочери я могла дать сколько угодно времени, чтобы вспомнить «квантового физика», но в классе такой роскоши я позволить себе не могу.

Структурируем время

Я пришла к выводу, что решение заключается не в том, чтобы дать ребенку больше времени, а в том, чтобы правильно распределять то время, которым он располагает. Я немного изменила принцип своей работы в классе: после того, как я задаю вопрос, я прошу всех детей записать все ключевые факты, которые могут быть связаны с сутью вопроса.

Например, в случае с митохондриями и мышечными тканями следует записать следующее:

— Мышечные клетки сокращаются.
— Мышечным клеткам требуется энергия, чтобы сокращаться.
— Чтобы сокращаться, мышечным клеткам нужно много таких частиц, которые дают им необходимую энергию.

Ученики могут записывать любую информацию с предыдущих занятий, которая может относиться к теме вопроса. Так как мы проходили функции разных частиц всего пару уроков назад, им нужно вспомнить, о чем мы тогда говорили. Учитывая, что в начале занятия я дала время на самостоятельное повторение материала, вероятность того, что они додумаются до верного ответа, возрастает.

Дав задание записать ключевые факты после вопроса, я помогаю детям сконцентрировать внимание на той информации, которая им нужна в этот момент. Первые несколько раз я дала им возможность потренироваться использовать этот новый метод, чтобы ученики понимали, как он работает. Время на поиск правильного ответа занято для них этой небольшой письменной работой, а не судорожным поиском нужной информации в потоке своих мыслей.

Мы тратим на это не больше времени, чем тратили, когда я действовала по традиционной схеме и давала им время на размышление. Разница в том, что теперь у всех детей есть шанс вспомнить информацию с прошлого урока и провести связь между фактами, которые им известны, чтобы получить правильный ответ. Если я задаю вопрос посложнее, то разрешаю им даже немного поделиться друг с другом своими записями, без бурных обсуждений вслух.

Конечно, такой метод не поможет тем ученикам, которые даже не пытаются отвечать на вопросы учителя. Но на своем опыте я убедилась, что если дать детям эффективные инструменты для работы над фактами, то они с большей долей вероятности добьются нужного результата.