«Я — учитель своего сына». 4 проблемы родителей и детей на семейном обучении - CОнариум

Статьи

«Я — учитель своего сына». 4 проблемы родителей и детей на семейном обучении

Блогер Ольга Фролушкина рассказала о сложностях, которые возникают в семьях, в которых дети не идут в школы.

Меня зовут Ольга, и нет, я не алкоголик. Я мама ребенка, который не стоял с букетом на школьной линейке, ребенка, который не стал первоклассником ни в 6 лет, ни в 7, ни даже в 8 лет. У которого никогда не будет «первый раз в первый класс».

Я — учитель своего сына. Я то самое, что по мнению многих педагогов и психологов невозможно. И вредно, конечно. «Ребенок не может воспринимать маму как учителя! Ребенок не будет принимать маму в этой роли! Ребенок не сможет серьезно относиться к учебному процессу!» Я слышала это десятки раз ещё до того, как родился сын — от преподавателей семейной и детской психологии, от коллег-психологов, особенно детских, от педагогов со стажем и с категориями (я сама выросла в семье учителей).

Еще чуть больше года назад мысль, что мой сын не пойдет в первый класс как все, с букетом (ну или без букета, не суть важно), казалась радикальной даже мне, опытной матери-ехидне, которая все университеты естественного родительства прошла со свистом.

Но оказаться матерью ребенка-нешкольника, оказаться тем самым институтом, где мой сын совершенно официально получает начальное образование, даже для меня стало довольно обескураживающим опытом.

1. «Это ненормально!»

По какой-то неведомой для меня причине большинство педагогов и психологов считают, что мама не может быть учителем своего ребёнка или даже воспитателем в группе детского сада, в которой находится её собственный ребенок. Разделяй и властвуй, как говорится. Иногда можно услышать и противоположные мнения — мол, нет ничего проще и естественней, чем учить своего ребенка, люди делали это со времен начала цивилизации и всё было прекрасно.

Получите демо-доступ прямо сейчас!

И оцените преимущества нашей онлайн-платформы абсолютно бесплатно.
Зарегистрироваться

С нами просто

Приём в школу в любой период учебного года, практически из любого уголка мира.

Соблюдение политики конфиденциальности. Личные данные ребёнка точно не попадут в руки третьих лиц.

Предоставление документа о зачислении в течение двух рабочих дней.

Выдача официального аттестата по государственному образцу.

Возможность сдать аттестацию сразу за два класса в течение одного года.

Мне кажется, истина где-то рядом. Я скорее за то, что учить своего ребенка — нормально и естественно, но это не просто. В том числе потому что традиция семейного обучения всему необходимому для жизни уже прервалась. В современном обществе норма — отдать ребенка в сад/школу/вуз и там его научат всему необходимому (вплоть до профессии). Идти против общественных стереотипов — трудно. Социальный мозг кричит: «Стоп! Так не делается! Верни всё назад!»

2. Мы не знаем хороших учителей

Далеко не у всех были примеры поддерживающего, вовлеченного и чуткого учителя в собственной школе (особенно в начальной, когда шаблоны из общества усваиваются некритически). Начиная обучать ребёнка, родитель неосознанно и/или неконтролируемо начинает вести себя так, как вели себя учителя в его детстве. Часто это поведение токсично для отношений ребенка и родителя, так как в школе учителя опираются на выстроенную систему подавления ребенка, и даже небольшие элементы подобного поведения, начинающие проскакивать в речи, требованиях, поступках мамы приводят к протесту и сопротивлению «непуганого» ребенка.

В школе подчиниться легче благодаря влиянию общественного мнения: все подчиняются — подчиняешься и ты. А дома ребенок чувствителен к границам. Родители не всегда понимают, как обучать ребенка, не устраивая «школу на дому».

3. Адаптация к новому

Период, когда ребёнка забирают из школы, обычно называют «расшколивание». Но и детям, которые никогда не ходили в обычную школу, тоже нужно время, чтобы адаптироваться к тому новому, что появилось в жизни с момента принятия решения о домашнем обучении. Иногда родители, решившие обучать детей дома, пасуют на стадии адаптации. Иногда начав «за здравие» скатываются в трудность № 2 — «школу на дому» с принуждением, угрозами, шантажом и прочими конфликтами вокруг процесса обучения.

4. Семейное обучение влияет на всё

Если ребёнок не хочет «выполнять обязанности по дому», он и «заниматься» не будет хотеть. Если мама/папа не привыкли прислушиваться к мнению ребенка, захочет ли ребенок прислушаться к тому, чему родитель захочет ребенка научить и т. п.? Ничего никуда не девается и выстроить стену между бытом и обучением никак не получится. Даже школа делает это с огромным трудом.

Поэтому вам придётся разбираться со всеми накопленными проблемами в отношениях. Прямо сейчас. И хорошие новости: у вас есть шанс пройти через это как через кризис и выйти на новый уровень.