К тому, что в старших классах почти у всех детей есть репетиторы, все привыкли. А нужен ли репетитор ребенку в начальной школе? И если да, где и как его искать?
Ваш ребёнок учится в начальной школе. Вечером вы приходите домой, а вас там ждем задача, несколько примеров, упражнение по русскому, по английскому, пересказ сказки и проект на тему «Мой родной край». Они ждут вас, потому что никакое «жи-ши» не способно конкурировать с новой компьютерной игрой. Или так: домашняя работа сделана, но вас ждёт сообщение о пятой за неделю тройке и запись в дневнике «Играл/спал/пел на уроке». Что делать?
Можно по старинке сесть рядом с ребенком и позаниматься вместе. Но родители в работе, а спокойные здоровые бабушки — редкость. Ответ: «Давайте возьмем репетитора!». Берём репетитора, если:
— Учитель рекомендовал повторить с ребенком падежи, а вы помните только «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку».
— Вы убеждены, что развивать ребёнка может любой родитель или бабушка, прочитавший несколько книг вроде «Популярная детская психология».
— Ребёнок часто болеет и пропускает школу;
— Ребёнок гиперактивный и несамостоятельный. Неразвиты внимание, память, речь. Таким детям удобнее формировать навык один на один, а не в коллективе. Тем более не в коллективе из 30 человек.
— Ваш напряженный рабочий график и нервная работа не позволяют по 10 раз терпеливо повторять: «Как из двенадцати вычесть семь? Что удобно вычитать из двенадцати? Значит, на что мы разложим семь? Что сначала вычтем? Что потом? Что получится? Как проверишь?»
Справимся сами, потому что:
— Ребёнок здоров, школу пропускает редко.
— Вы знаете, что материал начальной школы подобран для среднего ученика, и уверены, что ребёнок справится методом проб и ошибок. Вы хотите воспитать в нём упорство и самостоятельность.
— У вас есть время, терпение и крепкие нервы, чтобы много раз объяснять непонятное или читать по слогам не за ребёнка, а вместе с ним.
Вам точно не нужен репетитор, если:
— Вы хотите, чтобы ребенок получал за домашние задания пятерки, не даете ему права на ошибку и приглашаете человека, чтобы тот эти пятерки с ребенком «делал». Результат: в рабочей тетради сплошные «5», в контрольных — «3». Потому что ошибки в домашнем задании показывают учителю, над чем стоит еще поработать. А нет ошибок — нет проблем. До первой контрольной.
— Вы хотите подготовить ребёнка к внешним контрольным срезам и Всероссийским проверочным (ВПР) в конце года. Внешний контроль качества — это такие работы на 4−6 листах, составленные эффективным менеджерами для несуществующих в природе детей. Учителя этих работ боятся, так как от результата зависят оценка их как педагога, склонения на педсовете и аттестация/зарплата. На уроках надо изучать базу, а в заданиях ВПР — космос и Сколково. Поэтому учителя отправляют версии работ родителям для подготовки дома. Родители пугаются, ругаются и срочно нанимают репетитора. Результат: напрасно потраченные деньги. Как бы ваш ребенок внешний контроль не написал, ничего ему за это не будет. И в пятый класс переведут, если его успеваемость дотягивает до тройки.
Как и где искать
В интернете сотни интеллигентных лиц. Но кто из рекламирующих себя преподавателей решит проблемы вашего ребенка? Кто может не просто обучить, а нащупать корень школьных затруднений? Кто не только дорого продаст свои услуги, но даст ребенку ощутить вкус успеха?
Если ошибетесь с выбором, рискуете не просто выбросить на ветер деньги, но и потерять драгоценное для коррекции время. Главное.- определить, чего хотим от ребенка:
— Чтоб делал на 5 все домашние задания без участия родни?
— Чтоб знал иностранный язык?
— Чтоб писал диктанты? Решал задачи?
— Чтобы умел анализировать текст, пересказывать, писать изложения?
Это же совершенно разные задачи и разное построение занятий! Сперва надо узнать у школьного учителя:
— программу, по которой он работает: «Школа России», «Школа 21 века» или что-то еще? Репетитор может быть не знаком со всеми программами. Знание программы не важно, если надо сформировать конкретные навыки: чтение, письмо, счет, решение задач. Они универсальны, от программы не зависят.
— Пробелы в знаниях, умениях, навыках.
— Его мнение по поводу вашего решения нанять репетитора.
Выбираем и разговариваем
Предупреждение: школьный учитель не берёт своих учеников на платные занятия. Это «некомильфо» и справедливо карается сверху. Но посоветовать коллегу вполне может.
Интернет — объявления или рекомендация. В интернете быстро, но дорого и ненадежно. Поисковики выдают цены от 1000 рублей, а как создаются отзывы на сайтах — известно. Но выбор большой.
По рекомендации поиск рискует затянуться, выбор мал, но дешевле и надежнее. Еще есть соседки-пенсионерки. Плюсы: надежно, дёшево, ребенок уроки сделал. И поел, скорее всего. Минусы: правильность выполнения сомнительна, самостоятельность падает, развития общеучебных навыков нет. Сиюминутная польза обернется большей проблемой в средней школе.
Студенты педвуза или учитель начальных классов: студентка без опыта может оказаться прирожденным педагогом и при индивидуальном обучении разовьет вашего Митрофанушку в Эйнштейна. А заслуженный учитель с расшатанными нервами расшатает психику и ребенку тоже. Сильно загруженный педагог может, например, опаздывать или пропускать занятия, а ответственная студентка — нет. Но, конечно, все зависит от человека: вполне может произойти и обратная ситуация.
Как наладить сотрудничество
Первый разговор, как правило, происходит по телефону. Из разговора вы поймете темперамент и уровень образованности. Даже загруженность преподавателя может сказать многое: достаточно учеников — востребован. О чем вам надо сообщить в разговоре:
— Четко назвать репетитору запрос, ожидания от занятий, особенности ребенка, если они есть;
— Назвать программу, по которой их обучают;
— Попросить репетитора назвать цену за час занятия и уточнить: час астрономический (60 мин) или академический (45 мин);
— Выяснить, где педагог работает с детьми. Самое удобное для ребенка — дома! Но если ребенок делает уроки, например, на кухне, репетитор может не согласиться. Родители иногда предлагают привозить ребенка в школу, где работает репетитор. Внимание: такие занятия в помещении школ не разрешены! Придется искать специалиста, который занимается на своей территории. Минусы: время и силы на дорогу. На некоторых сайтах предлагают дистанционные занятия. Возможно для «сильного» ученика, который готовится к переводу в профильную среднюю школу. Но не для начальной школы, не для тревожного отстающего.
— Назначить время для первого диагностического занятия. После него репетитор даст понять, в чем проблема: всплывшие из глубин пробелы в знаниях за первый класс, хлипкий базовый навык (письмо, чтение, устный счет), буксующие новые темы. Или надо тренировать саморегуляцию и самоконтроль при выполнении «противной домашки».
Если сантехник может быть вам неприятен, то репетитор ребенку должен нравиться. Хотя бы не вызывать антипатии. Если все друг другу понравились, согласовывайте расписание и способ оплаты (наличными или перевод, за каждое занятие или за несколько).
Наблюдаем за занятиями
Не надо ждать быстрых результатов. Но и не обращать внимание на изменения нельзя. Как понять, что репетитор хорошо работает, а ребенок все понимает? Через 2-3 месяца занятий школьник становится увереннее, активнее на уроках, в домашней работе растет доля самостоятельности. Оценки, может быть, не изменились, но сократилось количество ошибок.
Учителю о дополнительных занятиях сказать стоит, чтобы получать оперативные сводки о «текущих поломках». Грамотный педагог понимает необходимость индивидуального обучения и посоветует, чему стоит уделить больше времени на занятиях.
Следим за результатами
Сроки занятий с репетитором прямо зависят от целей. В моем опыте были случаи полюбовного расставания через полгода: мы достигли результата. Или, например, ученик поступил в желанную гимназию.
Занятия могут быть бесконечными из-за особенностей ребенка и масштаба его затруднений. Когда их прекратить, решаете вы. Стоит обсудить с репетитором опасения по поводу отсутствия динамики и выслушать план изменения движения. Возможно, он еще не перепробовал весь арсенал приемов и методов. Если решите расстаться, предупредите репетитора заранее. Например: «Это последний месяц наших с вами встреч, к сожалению, планы изменились». Пусть прощание пройдет без обид и недопонимания.
Тонкости общения
Не заставляйте репетитора ждать, пока ребенок поест, найдет тетради и досмотрит мультфильм. Пусть он будет полностью готов к назначенному часу. Время занятия ограничено.
Деликатный вопрос оплаты: если отдаете наличные деньги за каждое занятие, делайте это не при ребенке. Не стоит надолго задерживать репетитора разговорами до или после занятия. Возможно, ему надо бежать к другому ученику. Если надо что-то обсудить, можно позвонить или списаться тогда, когда удобно всем.
Когда репетитор не поможет
Репетитор не всесилен. Это мастер-наладчик тонкого оборудования, ремесленник вроде программиста. Покопался в жестком диске, вирусы удалил, винду переустановил. Но при серьезной поломке либо системной ошибке стоит обратиться в сервисный центр: психические особенности, логопедические нарушения, задержки в развитии требуют специальной работы.
Добросовестный преподаватель определит, что «задача чужая» и посоветует пригласить специалиста. Прислушайтесь к совету. Здесь время особенно ценно!