5 мифов об олимпиадах, которые пора забыть - CОнариум

Интересные факты

5 мифов об олимпиадах, которые пора забыть

О том, как участвовать в олимпиадах на семейном обучении мы писали в этой статье. Но принято считать, что олимпиада — это испытание для детей если не гениальных, то, по крайней мере, отмеченных особым талантом. «Там лучшие умы страны, куда тебе до них!» — такие слова школьники слышат часто. Разбираемся в главных мифах об олимпиадах и объясняем, почему нет смысла их бояться.

1. Олимпиада — это занятие для медалистов и отличников

Если у ребёнка нет пятёрок по всем предметам, это не ставит крест на его перспективах. Он может интересоваться конкретным предметом и, например, не уметь рисовать, не любить читать, не понимать отличия инфузории-туфельки от других биологических организмов. Это не имеет значения, если он собирается участвовать в олимпиадах по математике.

И наоборот, если школьник «идёт на медаль», это совершенно не означает, что у него есть углубленные знания по какому-либо из предметов. Даже круглый отличник не сможет стать призёром Всероссийской или одной из перечневых олимпиад без дополнительной подготовки.

Поэтому важны не столько оценки, сколько увлечения ребенка: чего он хочет, чем занимается в свободное от школы и домашних заданий время, какой предмет дается ему проще всего. Эти факторы наиболее весомы при выборе предмета, по которому он будет сдавать олимпиаду.

2. К олимпиаде невозможно подготовиться самому

Ещё как возможно; главное, чтобы была мотивация. В интернете полно видеороликов, текстовых разборов и примеров заданий для самостоятельного выполнения. Недостатка информации нет, самое сложное — систематизировать знания и организовать самостоятельную работу.

Многие люди идут на курсы или к репетиторам. Дело не только в наличии наставника: для качественной подготовки нужна какая-то движущая сила, которой могут быть заплаченные родителями деньги (неприятно их расстраивать!) или другие ученики, которые тоже настроены на победу (хочется им показать, на что способен!).

Учиться в одиночку способен не каждый: в паре или в команде в разы приятнее и понятнее. Уровень сокомандников растет, и ученик априори не может оставаться на прежнем уровне. Поэтому на курсах и кружках главная задача педагога — сформировать комьюнити из заинтересованных учеников. Чем выше интеллектуальный уровень сообщества, в котором ты участвуешь, тем больше ты растешь как личность и специалист.

3. Не стоит сдавать сразу несколько олимпиад

У родителей ребенка, который решил писать сразу несколько олимпиад, есть страх, что он не справится ни с одной. Но все может быть как раз наоборот, если ребенок сдает несколько олимпиад по одному предмету или направлению. Скажем, если ребёнок погружен одновременно в историю и в географию, у него в голове складывается пазл из событий и мест, который поможет ему в обоих предметах.

Но знания бывают более универсальные и более конкретные. Говорят, что любой математик может стать программистом, в том числе олимпиадник, но не любой программист может стать математиком. Если ребёнку не близка математика, то он может успешно выступать на соревнованиях по программированию и информатике. А вот если все наоборот и у ребенка есть крепкая математическая база, то у него есть большая возможность проявить себя и в теоретических дисциплинах, и в практических.

4. К олимпиаде нужно готовиться минимум за два года

Это зависит от сочетания знаний и мотивации ребёнка в конкретный момент. Если ребенок хочет пойти на олимпиаду по программированию, но до этого он увлеченно занимался математикой, ему хватит и года на подготовку. Если литературой — очень вряд ли.

Кроме того, важен уже имеющийся опыт и время, которое остаётся до окончания школы. Если ребёнок знаком с олимпиадами уже несколько лет, попробовать себя в новом предмете не составит большого труда. А вот одиннадцатикласснику, который в сентябре решает, что хочет поступать в вуз по олимпиаде, придётся нелегко: опыта немного, а сроки поджимают, так что на Всерос рассчитывать не стоит. Но можно обратить внимание на перечневые олимпиады.

5. Олимпиада — билет на бюджет в любой вуз

Олимпиады бывают разные. Есть Всерос — самая почётная и масштабная в России олимпиада, гарантирующая автоматическое зачисление в вузы всем победителям. Причём гарантия действует 4 года! Если ребенок получил диплом олимпиады в 8-м классе, то, можно считать, он уже поступил в университет. Если в более старших классах, то по этому же диплому он может сменить вуз.

А есть перечневые («уровневые») олимпиады, которые делятся на три уровня (первый уровень даёт больше всего бонусов при поступлении). Каждый год Российский совет олимпиад школьников (РСОШ) публикует обновлённый перечень олимпиад по разным предметам и присваивает им уровни.

Важный момент: в отличие от Всероса, уровневые олимпиады нужно подтверждать успешной сдачей ЕГЭ. Например, победитель олимпиады первого уровня может воспользоваться льготой, только сдав ЕГЭ по олимпиадному предмету на 75 баллов и выше. В таком случае он получает 100 баллов независимо от того, сколько именно он набрал на экзамене.

Несколько советов олимпиаднику

Не обращайте внимания на мифы вокруг олимпиад: при мощной мотивации и разумном выборе соревнования на победу может претендовать любой. Вот несколько универсальных советов, которые помогут олимпиаднику во время подготовки:

— Составьте чёткое расписание подготовки, распределив нагрузку и темы.
— Посмотрите, какие задания были в прошлые годы, и решайте их, не подсматривая в правильные ответы.
— Пользуйтесь новыми пособиями и учебниками, в которых указана самая свежая информация о заданиях.
— Пишите посты в социальные сети и делитесь своими успехами; поддержка и внимание окружающих дадут вам дополнительные силы.
— Найдите сообщество таких же увлеченных людей, с которыми вы сможете делиться успехами и получать от них обратную связь.
— Ничего не решайте и не повторяйте материал за день до олимпиады, дайте мозгу отдохнуть и набраться сил.
— Будьте готовы защищать свой результат на апелляции (в случае с олимпиадами по программированию все ответы проверяет тестирующая система, так что это не стоит усилий).