Родители, которые переводят детей на семейное образование, сталкиваются с проблемой выбора педагогов для детей. Кто-то нанимает репетиторов, кто-то выбирает онлайн-школы. Мама Светлана Марзеева для блога «Лиги образования» рассказала о своём опыте взаимодействия с разными форматами обучения на дому.
Родители, ориентированные на традиционные формы образования, наконец, нашли желанную альтернативу: ребёнок учится в комфортных условиях, под контролем, с периодическим оцениванием, при этом у хороших педагогов. По крайней мере, у таких, которые умеют внятно и интересно объяснять.
Действительно, для многих детей такой вариант намного лучше, чем государственная школа: они высыпаются, нормально питаются, несравнимо меньше, чем обычные школьники, болеют, у них нет необходимости часами сидеть неподвижно, они не перегружены, их не унижают и так далее. Плюсов много, но я хочу поговорить и о минусах.
Минусы онлайн-школ
За девять лет мы с дочерью использовали все возможные варианты обучения, все формы и виды образования. Обучение в стандартных онлайн-школах нам не подошло.
Оказалось, это невыносимо скучно — воспринимать информацию, которую тебе навязали. Понятно, что эта информация диктуется ФГОС, а не личными потребностями ребёнка. Но вот форма подачи в онлайн-формате практически не может быть интересной, если нет обратной связи, нет контакта с учителем, элементов диалога, игры, экшена, нет позитивных эмоций.
Обычно в ответ на это организаторы онлайн-курсов мне отвечают, что обратная связь у них есть: на всех занятиях можно писать свои вопросы и педагог сразу на них отвечает. То есть, они совсем не понимают разницы между письменным и устным общением и игнорируют тот факт, что большинство смотрят уроки в записи или сразу покупают записи.
Я понимаю, что родители выбирают онлайн-школы, как наиболее бюджетный вариант. Однако в интернете есть множество абсолютно бесплатных онлайн-занятий, качественных и интересных настолько, насколько это в принципе возможно в таком формате. Таких, например, как популярный на СО видеокурс по физике:
Но родители предпочитают платить, потому что платят они вовсе не за занятия, а за контроль. Их вполне устраивает школа в роли надсмотрщика. Такие родители уже потеряли надежду на обучающие функции госшкол, но всё ещё не в силах отказаться от привычного подхода к образованию. От представления, что ребёнок это — сосуд, который надо чем-то наполнить. Чем — неважно. Чиновники (разработчики ФГОС) лучше знают.
Хотя, когда читаешь одобренные Минпросом учебники, особенно для средней и старшей школы, то понимаешь, что не одобренные в целом гораздо лучше, несопоставимо понятнее и интереснее. Но это отдельная тема.
Для тех, кому важна мотивация
Честно говоря, я тоже всегда искала варианты сэкономить. Периодически подсовывала дочери разные онлайн-школы, но она твёрдо отказывалась от разнообразных вариантов «школы в телевизоре». Много лет мы искали хорошие онлайн-занятия. Они есть, но найти их непросто, потому что они мало востребованы. Их редко выбирают по двум причинам:
— такие занятия никогда не будут дешевы;
— они актуальны только для тех родителей, которым мотивация и интерес ребёнка важнее, чем контроль и оценивание; таких родителей гораздо меньше, чем принято думать.
Кроме обязательной интерактивности, такие онлайн-занятия привлекают нас высоким уровнем преподавания. Ведь возможности выбора педагогов в таких случаях вообще не ограничены расстояниями: любимый педагог дочери живёт в Санкт-Петербурге, а недавно она начала подготовку к ЕГЭ по математике с очень хорошим молодым преподавателем из Краснодара.
Такие занятия могут быть увлекательнее за счёт использования возможностей группы. И, конечно, они стоят дешевле, чем индивидуальный репетитор. Кроме того, интерактив позволяет применять самые современные методики.
Читайте также: Как научить ребёнка заниматься на онлайн-курсах?
К примеру, я фанат методики Ольги Соболевой, которая позволяет ученикам осваивать сложнейшие темы русского языка не просто с интересом, а с большим удовольствием. Школьная программа по русскому языку не только избыточна, но и рассчитана на тех, кто хотел бы сделать лингвистику профессией. Методика Соболевой позволяет даже столь очевидный минус программы обратить в достоинство. Она способна влюбить в лингвистику даже технарей. Если бы не её дистанционная школа, моя дочь, возможно так и не выучила бы русский. Во всяком случае, до седьмого класса она его толком и не учила. До сих пор считаю, что лучше вообще не заниматься с ребёнком русским языком, чем насиловать его этим предметом.
Зато всего двух лет занятий два раза в неделю по 45 минут оказалось достаточно, чтобы сдать ОГЭ русскому на отлично (одного балла не хватило до максимума). То есть, она сдала русский после обучения всего лишь в седьмом и восьмом классах, минуя девятый, такой уровень опережения был задан на занятиях. Дочь не обладает никакими особыми способностями, русский — далеко не самый любимый её предмет, но теперь она грамотно пишет. Ради такого уровня занятий стоит учиться в онлайн-школах.
Репетитор, но дешевле
Ещё один формат, который набирает популярность — это качественное репетиторство, которое обходится немного дешевле, чем обычно. Пример такого онлайн-проекта — «Физмат. Школа по математике».
Они декларируют, что умеют измерять знания. Но я считаю, что их сильная сторона не в этом, а в том, что они снимают с родителей головную боль по подбору преподавателя. Их учителя — молодые ребята, которые и без всяких коммуникативных технологий (которые тоже обещаны) легко находят общий язык с учениками просто из-за схожести возрастных интересов. Их преимущество и в том, что они активно и с радостью откликаются на запросы родителей. Не хотите ПК, пожалуйста, мы готовы заниматься через айпад или тот гаджет, который ребёнок использует. Это, безусловно, и живое общение, и высокая адаптивность и обожаемая нами интерактивность.
Есть существенный минус: да, это дешевле, чем репетитор, но всё-таки дорого для родителей, у которых государство упорно отбирает деньги, предназначенные для обучения детей.
Сделать такую школу ещё дешевле — вполне по силам родителям и для этого совсем не обязательно платить за платформу типа «дримстади». Можно использовать опыт семейных школ, а именно — любимую нами складчину.
Читайте также: Репетитор в начальной школе: когда он действительно нужен
Например, мне нужно подготовить ребёнка к сдаче профильного ЕГЭ по математике и у меня есть прекрасный педагог. Осталось лишь найти компанию, пять-шесть таких же десятиклассников, не обременённых занятиями в госшколах. А уж выбрать бесплатную платформу для занятий проблем не составит.
Понятно, что платить мы будем педагогу напрямую, минуя посредников. Всё, что необходимо для этого педагогу — иметь ИП или зарегистрироваться как самозанятому.
Надо сказать, что посредников становится всё больше. Как автор портала об альтернативном образовании, я часто получаю письма с рекламой от разного рода центров подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Конечно, мы c дочерью рассматривали и такой вариант, но оказалось, что стоимость услуг очных репетиторов по подготовке к ГИА на дому обходится в целом дешевле, чем занятия на подобных курсах, очных и онлайн. При этом можно контролировать качество и не надо никуда ездить.
«Наша стоимость, — обычно отвечают мне, — обусловлена качеством предоставляемых услуг и результатом, который ребята показывают ежегодно на ЕГЭ». Качество услуг посредника здесь вообще ни при чём. Результаты учеников обусловлены всего лишь тем простым фактом, что они занимаются каждый день нужным им предметом, в школе, на курсах и дома.
Качество подобных занятий с помощью родительской складчины будет выше за счёт собственной мотивации детей, отсутствия у них перегруженности и, конечно, уровня педагога, выбранного даже не родителями, а самими детьми. Кроме того, «это невероятно эффективно и просто приятно — учиться у любимых педагогов». Так считают сами ребята. И это одна из самых ценных возможностей, которые даёт нам сегодня семейное образование.